Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Крупный жилой комплекс из шести башен высотой до 186 м, объединенных «перемычками» общественных и коммерческих помещений вокруг просторного двора, – ЖК HGH LIFE Летниковская, 11, – спроектирован ADM architects в прошедшем 2020 году.
Комплекс находится в Павелецкой промзоне, одной из тех территорий, с которых Москва еще в конце 1990-х начала трансформации бывших заводов и фабрик в постиндустриальные городские пространства. Сейчас здесь завершается реконструкция площади перед вокзалом, которая должна наконец оформить «городской фасад» Павелецкой. А строительство офисных комплексов и проекты реконструкции заводских корпусов под бизнес-парки уверенно уступили место масштабным проектам высотного жилья. Две новые башни планируются на месте хладокомбината № 3 на Дубининской улице; несколько южнее строится высотный ЖК «Павелецкая Сити», до 46 этажей; между Жуковым проездом и Дербеневской улицей начато строительство ЖК компании ПИК. И так далее: городская территория с выгодным местоположением, уже насыщенная деловой функцией, прирастает жильем.
Участок HIGH LIFE – один из таких новых сюжетов на Павелецкой. Его расположение, на территории бывшей кожевенной фабрики XIX века, – одно из самых выгодных. Прежде всего, близко к метро – до Павелецкой около 10 минут пешком. Кроме того территории вокруг в основном уже освоены бизнес-центрами (один из крупных – Вивальди-плаза) и даже клубными домами; здесь уже сформировалась городская жизнь с некоторой степенью комфорта среды. В то же время участок расположен к востоку от Летниковской улицы и отделен от железной дороги кварталами на ее противоположной стороне.
Такое, во многих отношениях выгодное и заметное местоположение требовало эффектного пластического решения. Полторы тысячи квартир разместились в шести стеклянных башнях, равномерно расставленных по периметру участка. Архитекторы сразу пришли к идее башен: комплекс большой, а высотные объемы позволяют, избежав тяжеловесности домов-«стен», найти стройный силуэт, что важно для восприятия издали, – подчеркивает глава ADM Андрей Романов.
Первоначально все шесть башен были одинаковой высоты, 120 метров согласно высотным ограничениям участка, и чередовали три варианта фасадов. Затем, однако, решением московского руководства ограничение было отменено. Появилась возможность повысить башни, разместив те же площади в объемах с более разнообразным силуэтом.
Андрей Романов, ADM
У нас получился интересный 2020 год: было много высотных проектов, мы пробовали новую эстетику и сталкивались с позицией города. Жилой комплекс на Летниковской развивает наши поиски в исследовании типологии стеклянного небоскреба, которые часто бывают интуитивными. Я убежден, что при проектировании нужно следовать собственным ощущениям и представлениям о современной жизни – это и есть надежный источник вдохновения. Важно также отметить вклад города, который пошел навстречу и ради выразительности композиции разрешил увеличить высоту.
Башни получили разную высоту – от 24 до 48 этажей (89 – 186 метров). Если рассматривать их последовательно, следуя контуру комплекса, высота то падает, но нарастает, то резко, то постепенно. Два самых высоких корпуса установлены – один на углу, обращенном во двор, другой по Летниковской улице, на востоке и на западе. В южной и северной части, напротив, группируются башни поменьше.
В результате при взгляде с разных точек общий абрис комплекса будет меняться. От Краснохолмского моста и высотки Дома музыки – с севера – объемы частично наложатся друг на друга, «соберутся» в компактный блок. С Садового кольца от Павелецкой силуэт «растянется» по горизонтали, обнаружив паузы-цезуры между башнями.
Со стороны Москвы-реки группа приобретает, напротив, пирамидальный силуэт – здесь роль «главной скрипки» и оси симметрии берет на себя самая высокая башня, установленная на внутреннем углу участка, ближе к Дербеневкой улице. Все объемы выстраиваются по ее сторонам, контур их композиции – только контур! – в этом ракурсе напоминает силуэт высотки, своего рода «тень» сталинской башни на Котельнической набережной, распределенную вертикальными штрихами в пространстве. Если плыть по реке из центра на юг, это, вероятно, будет особенно ощущаться.
ЖК High Life Летниковская. Вид с юго-востока 2022 г
В то же время с этой стороны комплекс выстраивает переклички с другими мегастройками города – ЖК Ривер Скай на Симоновской набережной и отдаленным, но еще более высотным Южным портом. Все они окажутся на одной оси с юго-востока на северо-запад, и будучи реализованы станут частями одной «цепочки» новых высотных акцентов, которые выстраиваются в дугообразный ряд с уже существующими: Домом Музыки и Котельнической высоткой.
Но самое интересное в этом проекте – разнообразие стеклянных башен, каждая из которых получила собственный скульптурный рельеф. Фасады всех корпусов объединены стеклом: везде мы видим большие панорамные окна не только «в пол», но и во всю ширину; все они заключены в тонкие металлические рамки, материал которых не всегда даже ощущается как важный элемент архитектурного решения – весь приоритет отдан стеклу. Дома кажутся составленными из множества стеклянных ячеек. Они «уложены ровно», но в акцентных частях приходят в движение: главная башня «расщепляется», раскрывается пиксельным рисунком, как цветок, в своей верхней трети. По двум башням в северной части (32 этажа, 115 м в каждой) проходит волна, как будто по набору кубиков провели гигантским пальцем, заставив часть из них последовательно развернуться на оси. Характерно, что здесь на углах нет даже выраженной наружной рамки, грань структурного остекления планируется спрятать ради впечатления поворота элементов из чистого стекла, этаких прозрачных кубиков.
Фасады наименьших по высоте домов (24/25 этажей, 89 м), расположенных на «апогеях» участка, черного на севере и светлого на юге, решены как рельефное, но достаточно регулярное шахматное чередование уступов и выступов.
Зато башня по Летниковской, вторая по высоте, в ней 39 этажей и 142 метра, – «шевелится» вся, сверху донизу, получая в верхних этажах совершенно зигзагообразный контур. Сложно даже сказать, какая из двух башен главная: если самый высокий дом рассчитан на диалог с дальними точками города и поэтому раскрывается в верхней части, то эта башня, установленная на улице, представляет комплекс городу вблизи и рассчитана на разные углы восприятия, как вблизи, так и издали.
Пластика башни 6 корпуса тоже построена на шахматном чередовании, но выступы не просто выдвигаются, а поворачиваются под разными углами, выстраиваясь волной: на торцевых фасадах сдержанной, а на двух главных фасадах, уличном и дворовом – высокой и рельефной, при взгляде снизу топорщащейся треугольниками.
Неудивительно, что на сайте комплекса он охарактеризован так: «облик зданий – это набор образов, отражающих наше представление о том, что такое современная жизнь». Действительно, архитекторы ADM превратили проект в исследование на тему остро-современного стеклянного дома. На фасадах нет ни малейшего намека на традиционные фактуры камня, керамики или кирпича, никакого оттенка ретро. В то же время «чистое» райтовское стекло было бы слишком простым решением. А «абсолютная» скульптурность – к примеру, спирали, – может быть и создала бы wow-эффект, но оказалась бы слишком дорогой для жилья. Так появился объемный «штучный набор» стеклянных элементов, проявляющий вовне внутреннюю суть зданий, составленных из ячеек-квартир, отражающий в своей форме многоквартирность жизни мегаполиса – и в то же время остро-технологичный, дорогой, формирующий волны блеска и определенно способный поразить воображение и привлечь внимание.
Если добавить к разнообразной пластике фасадов тот факт, что они неизбежно будут меняться в зависимости от погоды и освещения, можно говорить о том, что создается композиция с бесконечной вариативностью ракурсов.
Спускаясь с «небес» верхних этажей на «землю» двора, жители комплекса встречаются с еще одним неординарным решением. Все башни объединяет одноэтажная галерея ритейла, которая не только ограничивает доступ к приватному пространству двора, но и снабжает улицы энергетикой большого города. Кафе, спортивные залы и косметические кабинеты будут востребованы не только у резидентов комплекса, но и у сотрудников бизнес-центров, которых, как было сказано выше, в округе достаточно много.
Часть галереи в глубине квартала займет детский сад на 200 малышей, еще один сегмент превратится в клуб для резидентов, с кинозалом, библиотекой, коворкингом, детской игровой комнатой и террасой. Но это еще не всё.
Галерея ритейла хороша для формирования городской среды, но для дворовой территории с архитектурной точки зрения представляет скорее проблему из-за своей «изнанки» – глухой стены, в лучшем случае украшенной окнами технических помещений. ADM находит изящное решение, закрывая непарадную стену насыпными холмами. Подобный прием архитекторы уже опробовали в малом масштабе на жилом комплексе Реномэ на Новослободской. Но там «горка» с одной стороны, а здесь по всему контуру, так что двор превращается в зеленую долину без всякого намека на уличную суету, и открываются новые возможности для благоустройства: холмы соединяются мостами, которые образуют второй ярус, а в «отрогах» устраиваются рекреационные площадки. Важно отметить, что среда двора полностью безбарьерная.
Проект, таким образом, не просто отвечает заявленному риелторскому классу премиум, а репрезентирует его, проявляет задачу в своих художественных особенностях. Начиная с разностороннего подхода к общественным пространствам нижнего яруса – с одной стороны город, с другой сад, – и заканчивая тщательно вылепленными фасадами-скульптурами из кубиков дорогого стекла. «Рынок показывает, что панорамные фасады сейчас – тренд в премиальном жилье, – говорит Андрей Романов. – Признак высокого статуса и образа жизни, обеспеченного возможностями актуальных технологий. Это работает и на новый подход к форме, современный и престижный. В конечном счете облик здания – это набор образов, отражающих наше представление о том, что такое современная жизнь, пронизанная движением и энергией большого города».