Руководители проекта: А. Романов, Е. Кузнецова. Главный архитектор проекта: А. Маломуж
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных новых домов московского центра стало стекло Guardian: зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму, задуманную архитекторами. Рассказываем, как реализована стеклянная пластика дома на Малой Ордынке, 19.
Мы рассказывали о доме на Малой Ордынке, 19 несколько раз: проект был завершен и согласован в 2016 году, а строительство закончено два года назад, в 2019. Дом стал героем профессиональной прессы – кажется, нет такого критика, которому бы он не нравился, поскольку авторам, Андрею Романову и Екатерине Кузнецовой и бюро ADM architects удалось «попасть» в формат исторического центра как масштабно, так и фактурно, – создав притом образ, лишенный какого-либо притворства и заметной стилизации, а во многом – даже остросовременный.
Дом состоит из двух секций, но уличный фасад ради лучшего соответствия ритму окружающей застройки разделен не на две, а на три части. Южная треть, как и фасады со стороны двора, решена в белом камне в сочетании с деревом – материале, который стал вполне традиционным для клубных домов московского центра. Центральная часть фасада отделана дорогим темным кирпичом с вкраплениями орнаментальной кладки и сложной раскладкой цвета от терракотового до блестящего металлической окалиной. Кирпичный фасад стал оммажем промышленному прошлому Замоскворечья – он перекликается с соседним зданием конца XIX века в «кирпичном стиле».
Во всех окнах «Малой Ордынки, 19» использовано стекло Guardian Glass. И для того, чтобы совместить визуальный эффект с практическим требованием приватности жильцов, архитекторы ADM, после консультаций с экспертами компании Guardian, решили использовать во всех уличных окнах комплекса мультифункциональное стекло со средней зеркальностью «SunGuard® HP Neutral 60/40». Как правило Андрей Романов и Екатерина Кузнецова предпочитают зеркальному стеклу стекло с самой высокой степенью прозрачности, – но в данном случае, поскольку дом невысокий, окна выходят в переулок, стекло «SunGuard® HP Neutral 60/40» стало основой для разумного компромисса – не слишком блестящее и все же защищающее внутренние пространства от сторонних взглядов. Кроме того, будучи использовано во всех трех частях фасада, это стекло стало объединяющим элементом: в солнечный день хорошо видно, как отражения неба «прошивают» весь дом, беря на себя роль некоего бэкграунда, подчеркивающего целостность разнообразного архитектурного решения.
Но самой заметной, футуристичной и современной стала северная часть фасада – целиком стеклянная.
Северная треть фасадов состоит из панорамных окон «в пол», что позволяет хорошо осветить квартиры естественным светом, сделав пространство внутри «дорогим» по ощущениям, что вполне соответствует заявленному классу жилья. Но помимо витражного остекления, которое давно стало привычным, здесь использованы элементы моллированного стекла – своего рода изогнутые блестящие «шторки», которые, с одной стороны, прикрывают зону спален, а с другой – превращают стеклянный фасад в скульптуру, самую яркую и привлекательную часть всей композиции, в ее главный акцент. Сам по себе мотив раскрытой книги или своего рода объемной «бабочки» может напомнить бруталистское здание IBM в Мадриде, но его композиция – вольно-асимметричная и исполнен он из стекла. Моллированное стекло пока не очень часто используется в московской архитектуре и поэтому гарантированно привлекает внимание.
И, конечно, с точки зрения стекольной продукции стеклянные «бабочки» – самая интересная часть проекта, как визуально, так и технически. Блестящие изогнутые «шторки» придают фасаду воздушность и легкость, – но их, однако, оказалось непросто реализовать. Дело в том, что в России чаще всего используют печь закалки, которая не может согнуть деталь радиусом менее 60 сантиметров. В данном случае требовался более острый «угол». После долгих поисков было решено использовать другой, более трудный и редкий способ моллирования – гравитационный: он позволил сделать радиус всего в 4,5 см, в тринадцать раз меньше.
Полностью лист стекла в разные стороны гнуть не стали, его разделили на части, и каждую прикрепили отдельно, но вплотную друг к другу, создавая эффект единого полотна – на схеме кружками обозначены стыки.
Элемент фасадной облицовки «Бабочка»
Предоставлено компанией Guardian Glass
Первоначально планировать именно изогнутые элементы – «шторки» сделать зеркальными, а стекло позади прозрачным, однако зеркальное покрытие сильно повреждалось в процессе гибки и, кроме того, опасность «эффекта линзы» увеличивалась во много раз. Поэтому эстетику «перевернули»: «SunGuard® HP Neutral 60/40» со средней зеркальностью теперь изящно оттенял прозрачное моллированное стекло «Guardian ExtraClear®».
Безопасность конструкций также стояла в приоритете – они необычны и нестандартны, нужно было просчитать любые вероятные события, и для этого использовалось два приема.
Во-первых, сами «бабочки» изготовлены из триплекса, поэтому если стекло разобьется, оно не упадет вниз дождем из осколков, а лишь потрескается и останется на месте.
Во-вторых, разработчики учли «эффект линзы», о котором упоминалось выше. Стекло, как известно, способно не только пропускать и отражать, но и фокусировать свет – особенно изогнутое стекло; известно, что зеркальные небоскребы поджигали машины, плавили краску на соседних зданиях и асфальт на тротуарах, а иногда даже случайные прохожие получали легкие ожоги – все это при том что фасад зданий был едва изогнут.
В ситуации с волнообразными «бабочками» этот момент было необходимо учесть, так как изгибы могли выступить в роли увеличительного стекла, поэтому только после расчета моделирования переотражений света стало понятно, что бабочки безопасны для соседних зданий, машин и проходящих мимо жителей города.
Разработка проекта длилась три года, и на протяжении всего времени бюро ADM architects продолжало искать способы осуществления идеи «бабочек». В какой-то момент «северный» корпус даже предложили просто облицевать кирпичом, но воздушный стеклянный вариант смотрелся настолько изящней и гармоничней, что архитекторы ADM предпочли продолжить поиски, нежели перекраивать идею, и опытные эксперты Guardian производили расчеты, консультировали и помогали в реализации проекта в течение всего периода проектирования и реализации.
Для Москвы архитектура «Малой Ордынки, 19» уникальна, больше нигде подобная идея – гнутое текло как элемент декора и своеобразная ширма – до 2020 года не использовалась. Ее реализация смелой современной идеи стала следствием совместных усилий архитекторов экспертов Guardian.
Проект стал, в частности, финалистом конкурса Urban Awards 2019 в категории «Жилой комплекс года элит-класса».