Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
На прошлой неделе завершился форсайт «Никольские ряды – 2025», организованный журналом «Проект Балтия» по заказу компаний Ales Capital Group и Miles&Yards, которые занимаются развитием комплекса. После долгих лет запустения и длительной реконструкции Никольские ряды открылись к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, в здании расположилось первое в Петербурге Hard Rock Cafe, а также отели сети Holiday Inn Express и Menninger, последний впоследствии сменил отель «Театральная площадь». В июле для всех желающих открылся просторный внутренний двор с базовым набором благоустройства и быстро попал во все Инстаграмы города. Открытие двора и форсайт – первый этап на пути превращения Никольских рядов в аналог Новой Голландии.
Концепции, которые призваны задать вектор развития будущего общественного пространства, разрабатывали три команды. Молодые специалисты, прошедшие конкурс, выбирали себе менторов из бюро АРХАТАКА, «Урбаника» и KATARSIS Architects, затем проникались духом Коломны, слушая лекции Льва Лурье, Степана Липгарта, Валентины Лелиной и Олега Панченкова, и в течение двух недель разрабатывали стратегию по превращению Никольских рядов и территории вокруг в новую точку притяжения.
Сейчас район города у семимостья, где располагаются Никольские ряды, – удивительно тихое место, несмотря на близость центра, Мариинского театра, синагоги и собора. Реконструкция и развитие общественного пространства в данном случае – классическая джентрификация, призванная привлечь на свободные торговые площади выгодных арендаторов. Участники форсайта искали способы включить Никольские ряды в маршруты горожан и туристов, сохранив идентичность и дух места.
Жюри оценивало проекты основываясь на критериях архитектурной выразительности, экономической эффективности, соответствия действующим нормам и связи трех масштабов: микро- (здание), мезо- (квартал) и макро- (территория влияния). Лучшим признали предложение команды KATARSIS Architects. Мы показываем все три концепции.
Водная Коломна / KATARSIS Architects
Менторы: Петр Советников и Вера Степанская Команда: Галина Войтенко (СПбГАСУ), Ольга Ивлиева (НИУ ВШЭ), Светлана Ильичева (МАРХИ), Елена Николаева (СПбГАСУ), Евгений Танаисов (ИТМО, Санкт-Петербург).
Концепция KATARSIS Architects изобильна и празднична, и вполне отражает желание вернуться в те времена, когда толпа людей не вызывала приступ тревоги. Главный аттрактор – открытый бассейн, который занимает весь двор, по подобию купален Будапешта. Петербург известен своей банной культурой, и тема термального комплекса витает в воздухе: бюро АРХАТАКА, например, рисовала нечто схожее для конкурса «Севкабель Порта». KATARSIS предлагает, как видится, вполне реализуемую концепцию: спа – логичное для отеля продолжение, к тому же подобная типология будет успешно конкурировать с соседними креативными пространствами за посетителя.
Соседние по кварталу Щепяные дворы превращаются в разнородное и проницаемое пространство с пьяццей, под которой можно оборудовать подземный паркинг. Команда основательно проработала тему воды, сделав ее основной для инфраструктуры: вокруг Никольских рядов появляются магазины для рыбаков, лавки с морепродуктами, фонтаны и питьевые фонтанчики, магазинчики с морской косметикой, водные игровые площадки, экспозиция с предметами, выловленными со дна Крюкова канала, прокат лодок, поп-ап пляж и т.д.
Менторы: Андрей Воронов и Иннокентий Падалко Команда: Арина Зуева (СПбГУ), Елена Блинова (СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина), Дмитрий Мухин (СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина), Анастасия Холопова (МАРШ), Екатерина Пестрякова (СПбГАСУ).
Команда бюро АРХАТАКА, пользуясь случаем, визуализируют «сложные вопросы, которые возникают при столкновении теории и практики градостроительства» – для Петербурга это проблема из разряда вечных, действительно ставшая частью его идентичности. Ирония выглядит смелой, учитывая, что реконструкция самих Никольских рядов была далеко не безупречной. Проект кажется намного более утопичным, чем термы, но нельзя не признать силу его художественного высказывания, перекликающегося с «Обитаемым колумбарием» Александра Бродского и Ильи Уткина.
Образ двора вдохновлен руинами римского форума, за драматургию пространства отвечают массивные габионы, заполненные частями разрушенных зданий – на рендерах можно разглядеть аббревиатуру СКК и логотип метро – возможно, отсылка к «Политехнической». Перемещая «колонны» можно менять сценарий: культурный форум – это гипостильный зал, для девелоперского форума колонны образуют загородки-конторки, для экономического сдвигаются к центру и высвобождают много квадратных метров. В качестве арендаторов рассматриваются девелоперские и строительные компании, которые могут разместить в Никольских рядах шоу-румы и офисы продаж.
Команда Урбаники, сильная работой с данными, подробно исследовала городские потоки, маршруты и точки влияния и положила в основу образа принцип меандра – городского лабиринта, разворачивающегося клубка истории или резонирующего на многие кварталы вокруг живого пространства. Концепция впечатляет проработкой сценариев использования: двор легко адаптируется под разные функции, независимо от времени суток, дня недели или сезона, принимая самые разные категории событий и людей.