Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.11.2019

Путь эмоций

Алёна Кузнецова
Мастерская:
Архитектурное Бюро ОСА

Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.

Бюро ОСА много и разнообразно проектирует для всей России: от высотного комплекса в московском Тушино до урбан-вилл в родном Екатеринбурге. Один из секретов плодотворности – особо выстроенная работа с молодыми архитекторами: их учат быть универсальными «бойцами», способными вести проект от начала и до конца, но при этом позволяют искать себя.

 
Александр Самарин, партнер и ведущий архитектор ОСА:
ОСА – скорее платформа, чем авторское бюро. Это не отменяет авторитет партнеров-основателей и архитекторов с большим стажем работы. Вместе с ними обсуждается любой проект, их опыт всегда доступен. Но мы заинтересованы в том, чтобы с первых месяцев работы специалист включался в решение сложных проектных задач.

Такой метод – результирующая нашей проектной динамики. Несмотря на короткие сроки выполнения проектов важным остается их качество – и успех зависит от количества компетентных и инициативных специалистов. Если молодой архитектор быстро и с известным качеством справляется с локальными задачами, то он готов к тому, чтобы сложить из них проектный процесс, будь то концепция, эскиз или рабочее проектирование. В этом плане проще работать в команде молодых специалистов. У них есть время и желание перенимать опыт, уделять больше времени анализу ситуации и находить неожиданно-интересные решения.

Егор Обвинцев и Владислав Сарапулов, «вчерашние студенты», как они себя называют, рассказывают о работе над первым самостоятельным проектом для бюро, который помог им прочувствовать все стадии работы – от контекста до маркетинга, а также лучше узнать себя.

По требованию заказчика локацию раскрывать нельзя, типология – апартаменты бизнес-класса. Участок ответственный – в центре крупного города, выходит на озеро, набережную которого недавно начали благоустраивать. Зеркало воды общее для исторических кварталов, советской застройки и совсем новых зданий.

Архитекторы хотели создать тихое место с уютными дворами и зеленым садом, но в то же время придать ему узнаваемость через яркий силуэт, сделать ориентиром на кольцевой набережной, сохранить ощущение доступного и дружественного общественного пространства. В процессе работы удалось понять несколько важных вещей.

Архитектор − актер и психолог. Первостепенная задача – понять заказчика. И даже не столько прямыми вопросами, сколько интуитивно, через эмоции, заменив вежливость искренним интересом. Для этого нужно уметь проживать чужой опыт, подобно актеру, работающему по системе Станиславского. Что для недавнего студента, проектирующего элитное жилье, не всегда просто. Но архитекторы определяют это качество как важнейшее, преобладающее над чертежными навыками.

Егор считает, что архитектор – он же немного психолог, потому что помогает заказчику сформировать тезисы, образы и характер проекта. На эти тезисы влияет также контекст: культура, природа, национальные особенности. «Все вокруг нас – это отношения между людьми. Важно не искать решение ради решения, вариант ради варианта, а найти то, что тебе самому интересно, что отражает нашу общую суть».
Проект «Тихая гавань»
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев

Лучшая тактика – довериться чувствам. Вместо того, чтобы смотреть на аналоги, стоит набраться смелости и положиться на чувственное восприятие, постигая уникальность места и культуры. Ухватив за хвост неизбежно возникающую эмоцию, сделать ее основой своего прочтения. Не разрабатывать фасадные решения, а закладывать и сохранять образность, сопереживание. Владислав отмечает, что удовольствие от проектирования – маркер верно найденного направления, эмоциональный подход позволяет получать кайф от жизни, от работы.
Проект «Бронзовый сад»
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов

Формулирую, значит, существую. Архитекторы признаются, что предоставленная свобода заставила их задуматься: а что действительно нужно людям, что правильно, что истина? Решили «делать как для себя» или «как в последний раз»: какой будет фраза, сказанная мной напоследок, чем меня запомнят? Такой подход дает больше шансов на крепкое и устойчивое решение, суть которого – не пропорциональные объекты в пространстве, а место, атмосфера, образ жизни, которые сохраняются с любой фасадной сеткой.

Предлагаем посмотреть, что в итоге получилось у архитекторов: два настроения, два способа бытия, из которых заказчику пришлось выбирать «не как между яблоком и грушей, а как между двумя вариантами себя».
 
Тихая гавань
Егор Обвинцев
Егор Обвинцев
Егор Обвинцев
ОСА
Четыре урбан-виллы высотой по 4-6 этажей образуют «тихую гавань»: дома как скалы прикрывают двор от внешних волнений, здесь всегда спокойно. Уюта добавляют разнообразные пространства: скверы, сады, патио и плазы, приватные палисадники и открытые террасы на последних этажах. Приватность сочетается с проницаемостью, что позволяет использовать основное преимущество набережной – вид на воду.
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев

Дома самостоятельны, но их связывает стилобат и единый характер. Внутренний двор в достаточной мере обособлен, чтобы быть приватным, но не замыкается на себе, используя преимущества набережной – общие пространства, вид на воду. Архитектура лаконична, подчиняется определенной метрике, но в точках контакта с городскими пространствами нарушает свои правила, определяя уникальность этих пространств. Фасад может быть выполнен из натурального камня, композитных панелей с текстурой камня или фибробетонных плит.
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань» Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев
Проект «Тихая гавань»
Архитектурное бюро ОСА. Егор Обвинцев

Детские и спортивные площадки интегрированы в общую концепцию благоустройства набережной. На первую линию выходят рестораны, помимо привычного ритейла есть встройки для жителей: библиотеки, десткие комнаты, месте для работы и деловых встреч.

Бронзовый сад
Владислав Сарапулов
Владислав Сарапулов
Владислав Сарапулов
ОСА

Если первый вариант отражает пространственно-сценарное решение, то второй в большей степени откликается на культурный контекст. Этот комплекс напоминает жеоду драгоценного камня: спокойствие и уверенность снаружи, тайна и интрига внутри. Чистая брутальная форма внешнего периметра контрастирует с ярким фасадом и россыпью укромных уголков внутреннего пространства. Анфилада двориков напоминает убранство драгоценной шкатулки, компактность которой компенсируют развитые общественные пространства снаружи.
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов

В этом варианте со стороны улицы благоустроена довольно широкая полоса, поэтому урбан-виллы становятся еще более обособленными от суеты улиц и сосредоточенными на главной ценности места – водной глади.

Материалы следует использовать глубоких тонов: внешний фасад может быть выполнен из черных матовых композитных панелей или фиброцементных плит, внутренний – из бронзовых панелей или композитных панелей с фактурой металла.
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад» Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
Проект «Бронзовый сад»
Архитектурное бюро ОСА. Владислав Сарапулов
***

Несмотря на то, что урбан-виллы в итоге строить не будут, опыт бюро ОСА следует признать эффективным. Молодые архитекторы полны энтузиазма, который передается даже через экран веб-камеры, хотят делать мир лучше и верят в свои силы. Заказчик тоже доволен – теперь он лучше понимает, какими хочет видеть свои объекты. О степени доверия и успешности выстроенного диалога говорит тот факт, что заказчик поручил молодым архитекторам проект своего офиса – а ведь это почти дом. Эмоциональный подход, который по инерции часто воспринимается как несколько наивный или идеалистический, рождает искренность и свежесть, а также работает экономически – спасибо за доказательство.