Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.06.2019

Башня в городе

Серафима Львовская
Объект:
Edison House
Адрес:
Россия, Москва. Электрический переулок, 10
Мастерская:
Алексей Бавыкин и партнёры
Авторский коллектив:
ГАП: Наталья Бавыкина
Главный архитектор и руководитель мастерской: Алексей Бавыкин
Архитекторы: Дмитрий Тихонов, Михаил Марек, Ольга Хайдурова, Екатерина Лущеко, Алексей Софинский, Марина Илюшина
архитектор-визуализатор: Дмитрий Борков
архитектор-ассистент: Полина Штанько

Клубный дом в Электрическом переулке: предыстория и детали.

Edison House. Фотография 2019 года
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов

Клубный дом Edisson house, построенный архитекторами мастерской Алексея Бавыкина в Электрическом переулке, отличается компактностью, сложным планом, который учитывает ограничения участка, и сравнительно лаконичным декором, где, в отличие от московских домов такого рода, нет ордерной декорации и позолоты, но есть фирменная «фишка» бюро – «зашитый» в архитектуру сюжет, делающий дом совершенно нестандартным. Отчего-то среди Москвы выросла башня, каких здесь отродясь не было.



Дом отступает от красной линии, он невысок, не выше соседних домов, и делает все для того, чтобы попасть в тон соседних зданий XIX века – хотя те-то покрашены, их бежевый цвет непостоянен – и в то же время выглядит среди них совершенно иным: небольшой, даже хрупкий, стройный, кристаллический. А еще у него есть довольно-таки длинная история сложения замысла, в ходе которой сюжет изменился и главный акцент стал другим. 

Предыстория
Проект дома Алексея Бавыкина в Электрическом переулке пережил несколько переделок. В 2010 он напоминал дом в Брюсовом переулке – несколько более геометризованную версию «дикого ордера» из древесных стволов, открытых к небу. Дом в Электрическом – того же масштаба, положения в историческом центре, хотя и подальше от Кремля, и того же клубного класса жилья, наследовал и развивал тему. В то время казалось, что «лесных» домов в Москве может появиться несколько. Но дом в Брюсовом остался один, поскольку проект для Электрического переулка начали переделывать.
Дом в Электрическом переулке, 2010. Вид со стороны Электрического переулка  © Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Электрическом переулке, 2010. Вид со стороны Электрического переулка
© Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Электрическом переулке, 2010. Западный фасад (главный) © Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Электрическом переулке, 2010. Западный фасад (главный)
© Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Электрическом переулке, 2010. Восточный фасад © Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Электрическом переулке, 2010. Восточный фасад
© Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Брюсовом переулке. Фасад по Брюсову пер. 2003-2006 © Алексей Бавыкин и партнёры
Дом в Брюсовом переулке. Фасад по Брюсову пер. 2003-2006
© Алексей Бавыкин и партнёры
Проект загородного дома в Подмосковье, 1994  © Алексей Бавыкин и партнёры
Проект загородного дома в Подмосковье, 1994
© Алексей Бавыкин и партнёры

К 2013 на правом углу фасада, ближе к Малой Грузинской, стала прорастать башня, поначалу все еще похожая на полусрубленное дерево. Чуть позже дом подсобрался и стал компактнее: появились выраженные горизонтали межэтажных тяг и стеклянная «гармошка» пентхауса. Основной уличный фасад немного отступил во двор, башня выступила вперед, подросла и перестала ветвиться, также приобретя более лаконичный контур, хотя намек на открытый зубчатый верх остался.
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке. Проект, 2014 © Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке. Проект, 2014
© Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке. Проект, 2014 © Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке. Проект, 2014
© Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой. Вид с Электрического переулка. Проект, 2013 © Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой. Вид с Электрического переулка. Проект, 2013
© Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой. Вид с Электрического переулка. Проект, 2013 © Мастерская архитектора Бавыкина
Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой. Вид с Электрического переулка. Проект, 2013
© Мастерская архитектора Бавыкина

В конечном счете из «лесного», или, может быть, «тополиного» дом превратился в каменный, в большей степени городской. Акцент, если сравнивать с первым проектом, сместился с левого угла на правый.
Edison House. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года © Ростислав Николаев Archirost
Edison House. Проект 2018 года
© Ростислав Николаев Archirost
Edison House. Проект 2018 года © Ростислав Николаев Archirost
Edison House. Проект 2018 года
© Ростислав Николаев Archirost
Edison House. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года  © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры

В угловой башне, которая теперь стала ключевым «говорящим» элементом, читается совершенно иной прообраз – башен знатных семейств средневековых городов Средиземноморья. Они известны много где, но во Флоренции к XIV веку такие башни разобрали, а в Сан-Джиминьяно, к примеру, их сохранилась масса. Интересно, когда башни стоят на площади, как столбы, но чаще к ним пристраивали дома, как, например, пристроен ренессансный дом на piazza d'Erbe в Мантуе. До некоторой степени дом в Электрическом переулке стал похож на такой ансамбль башни городского знатного семейства и их же более позднего дома.
Дом торговца, Мантуя Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом торговца, Мантуя
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом торговца, Мантуя Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом торговца, Мантуя
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Здание архива и библиотеки, Мантуя Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Здание архива и библиотеки, Мантуя
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Башни знатных семейств, Павия Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Башни знатных семейств, Павия
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Конечно же, он не копия никакой ренессансной достопримечательности, городские башни скорее аналогия и отправная точка для вдохновения. Кроме того вспомним, что дом-то клубный, пример дорогого жилья в центре города, в нем и квартир-то всего двенадцать на шесть этажей – такое жилье и есть дом знатного горожанина с поправкой на современную многоквартирность, так что сон, как говорится, в руку.

На первом этаже – кафе и зона отдыха, под башней здесь въезд в автоматизированную двухъярусную парковку: дом небольшой, а машин в данном случае, пожалуй, будет побольше, чем по одной на семью. Квартиры со второго по пятый этаж могут похвастаться окнами «в пол» с французскими балконами перед ними – то есть такими, куда формально можно выйти, но помещается примерно пол-ступни. Одна из квартир пятого этажа, помещенная в тот объем, который заворачивает во двор, – двухъярусная, это было решением маркетолога.

Пентхаус занимает верхний, шестой, этаж, его площадь – 257 м2, он, в сущности, представляет собой городскую виллу, встроенную в состав дома, в данном случае классически, в верхней части. Стеклянная «гармошка» отступает от линии фасада, оставляя место для открытой галереи и давая высокой – 6,7 м – гостиной максимум света. Еще одна терраса пентхауса, почти квадратная и большая, примерно 7х7 м, со среднего размера комнату, расположена севернее на кровле объема, отодвинутого вглубь из-за сложной конфигурации участка. Справа от нее стена двухъярусной квартиры пятого этажа, так что в ответ на сложный контур пятна застройки дом пространственно становится сложным. Но главное – с высоты пятого этажа, а она здесь метров 20, можно смотреть на тихий переулок; должно быть, любопытное переживание.
Edison House. Ситуационный план. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Ситуационный план. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План 1 этажа. Проект 2018 года  © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План 1 этажа. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План -1 уровня автостоянки. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План -1 уровня автостоянки. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House: проект интерьера лобби. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House: проект интерьера лобби. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План 2-3 этажей. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План 2-3 этажей. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План план 5 этажа. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План план 5 этажа. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Северный Фасад. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Северный Фасад. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Восточный Фасад. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Восточный Фасад. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Южный Фасад. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Южный Фасад. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Развертка по Электрическому переулку. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Развертка по Электрическому переулку. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Разрез 1-1. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Разрез 1-1. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Разрез 2-2. Проект 2018 года  © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Разрез 2-2. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры

В башне же на этаже пентхауса размещен санузел с ванной – архитекторы поясняют, что это тоже решение маркетологов. Дальше внутри спальня. В квартирах 2-5 этажей при стене башни, выходящей к улице – постирочная, а в основном объеме, смотрящем на торец соседнего дома – кухня. Иными словами, планировочно ее объемы имеют совершенно бытовое назначение, не только в том смысле, что там не сидит дозорный рода Тарли, но и потому, что виды, даже сверху, толком не используются.
Edison House. План  пентхауса 6 этажа. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. План пентхауса 6 этажа. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов

Между тем в образном и декоративном отношении башня, конечно же, главная. Кроме того что она в принципе «держит» угол, делает дом более стройным и привлекает к себе максимум внимания – башня декорирована по принципу «кирпичной готики», разными видами фактурной кладки. К слову, идея присутствовала в проекте изначально, но выражалась в полосатой поверхности, имитирующей стену, подготовленную для облицовки, к примеру, мрамором. Теперь фактура приобрела иное решение.

Башня разделена на три яруса согласно принципу суперпозиции трех ордеров. Всем, кто хоть немного понимает в теории ордера, известно, что если убрать колонны, остаются пропорции, и если они остались, здание не перестает быть ордерным. Так вот в данном случае тема выражена плотностью кирпичной светотени. В нижнем ярусе, назовем его условно дорическим, он по определению самый тяжелый, если бы здесь был руст, он был бы глубоко выступающим и грубым, – так вот, в нижнем ярусе использована кладка вперед углом, характерная для шатров итальянских колоколен. Казалось бы, парадокс: шатер колокольни вверху, а тут нижний ярус. Но, пожалуй, эта придирка будет излишней. На самом деле, конечно, эти густо посаженные уголки – развлечение для глаза, именно поэтому они помещены внизу, как самая ценная в декоративном отношении часть. Светотень на них ложится, и впрямь, замечательно. Надо признать, что это довольно-таки распространенный и любимый прием современной кирпичной архитектуры, в Москве он, в частности, использован в ЖК «Литератор» бюро СКиП.
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Фотография © Илья Иванов
Edison House. Фотография
© Илья Иванов
Edison House. Детали кирпичной кладки. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Детали кирпичной кладки. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Аксонометрия кирпичной кладки. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Аксонометрия кирпичной кладки. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Деталь фасада. Проект 2018 года © Алексей Бавыкин и партнёры
Edison House. Деталь фасада. Проект 2018 года
© Алексей Бавыкин и партнёры

Средний ярус украшен торцевыми выступами в шахматном порядке, вверху такие же выступы разбросаны в три раза реже, фасад светлее и более плоский. В принципе, самый правильный аналог – палаццо Медичи Рикарди, именно там растяжка от «скал» в нижнем ярусе к почти совершенно плоскому верхнему ярусу выражена так ясно. Только в данном случае идея решена в кирпиче. И еще важно заметить, что в последние годы проектом и его реализацией занималась дочь Алексея Бавыкина Наталья, ГАП дома в Электрическом переулке.
Edison House. Эскиз. Проект 2018 года
Edison House. Эскиз. Проект 2018 года
© Наталья Бавыкина

Другие фасады менее насыщены семантически и апеллируют скорее к собственно типологии клубного дома, а может быть, Османовскому Парижу: подходит и светлый, хотя и не серый, тон, и балкончики, которые, кстати, как и решетка со стороны улицы, наследуют идею древесных ветвей, которая впервые появилась в Брюсовом переулке – но только делают ее более обобщенной. Форма, к слову сказать, «пошла в народ» – теперь она встречается в проектах разных московских архитекторов.
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года © Илья Иванов
Edison House. Фотография 2019 года
© Илья Иванов

Дом, по своему знаковый, прошел почти незаметно – разве что наградили его дипломом на «Золотом сечении». Он, между тем, интересен: и тщательностью работы (полагаю, многие видели отчеты о долгом и сложном процессе реализации на facebook), и новым сюжетом, и собственно типологией невысокого дома в центре города. Пожалуй – это сейчас будет личное оценочное суждение, у нас так не принято говорить, и все же – он выглядит получше своих соседей, декорированных, но рядовых домов периода эклектики. И собственно хотелось бы, чтобы такого рода проекты появлялись не только в элитном сегменте, где от цен волосы на голове шевелятся, а чтобы их было несколько больше и были они доступнее, ну, хотя бы людям не скажу что среднего, но умеренного достатка. Тогда может быть город и станет посимпатичнее.