Инсталляция Recycle chapel – что можно перевести примерно как Капелла вторичного использования – группы архитекторов «Архатака» и четыре сопровождающие ее «Столбца» Сергея Катрана простояли в Петербурге всего три дня, с 19 по 21 июля, но зато в самом центре, на площади между Манежем и Почтамтом, при Конногвардейском бульваре. Форум пространственного развития в Манеже к тому времени уже прошел, и приуроченная к нему выставка Марии Элькиной, тщательно обходящая стороной реальную архитектуру Петербурга в попытке выстроить над ней мост из прошлого в будущее – едва закончилась. А тут покрышки.
Проблеме мусора и его вторичного использования в нашей стране все еще уделяется недостаточно внимания, и такое направление современного искусства, как recycling art, не очень развито – утверждают авторы инсталляции, которая была призвана в меру сил исправить ситуацию. Покрышки собирали по помойкам и обочинам города.
Центральный объект – «капелла» из 15 рядов покрышек, со щелью входа, темноватым внутренним пространством, освещенным через щели между рядами экстравагантного строительного материала и напоминающей тарзанку покрышкой на цепочке. Конструкция была поддержана металлическим каркасом и увенчана пирамидой из черных бочек.
В отличие от «Капеллы», четыре «Столбца», до боли напоминающие колокольни ренессансных и барочных храмов, составлены не из одинаковых, а из разнокалиберных покрышек, уложенных согласно осциллограммам звука стихов о природе поэтов Хлебникова, Заболоцкого, Введенского и Олейникова. Получилось довольно массивное сооружение по центру и сравнительно колеблющиеся – по углам.
Удивительное получилось сооружение; авторы, конечно, правы-неправы: мусор-арт в нашей стране еще как существует, просто больше сосредоточен на паянии металлических конструкций, полиэтилене и красоте старых дверей. Вот и дом Александра Бродского на АрхСтоянии построен из бетонных плит, найденных в окрестностях. А что до покрышек еще не доходили руки – так это же покрышки, господа, покрышки! Удивительно, что три дня простояли.
Впрочем, куратор инсталляции Лиза Савина сравнила капеллу с капеллами Ватикана на биеннале и теперь обещает показать инсталляцию на биеннале в Венеции.