Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.11.2017

Учтивый гость

Алёна Кузнецова
Объект:
Жилой дом на улице Красного курсанта
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. улица Красного Курсанта, д.25, литера М
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Мастерская:
Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Авторский коллектив:
Архитектурное бюро: ООО «Архитектурная мастерская Столярчука»
Архитекторы: Анатолий Столярчук (руководитель авторского коллектива), Елизавета Рубина (главный архитектор проекта), Татьяна Баженова, Артём Леднёв

Для исторической части Петербурга мастерская Анатолия Столярчука спроектировала жилой дом с характером, но дружелюбный к соседям.

Квартал, в котором строится дом, – часть одной из исторических промышленных зон, сохранившихся на Петроградской стороне. В 1920-х годах по проекту Эриха Мендельсона здесь была построена трикотажная фабрика «Красное знамя», которую многие знают по экспрессивному силуэту силовой станции: архитектор сравнивал ее с «кораблем, тянущим за собой все производство». Здание повлияло на развитие ленинградского авангарда, какое-то время было и символом советской индустриализации, и даже символом города (в 1930-е годы его изображение поместили на обложку путеводителя).

Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017

До нынешнего года и здание станции, и фабрика, и территория вокруг них были в «подвешенном» состоянии: земля переходила от одного собственника к другому, месту то прочили судьбу Тейт Модерн, то серьезно опасались за его сохранность. В 2016 году «окно в окно» с силовой станцией начали строить жилой комплекс «Мендельсон» по проекту Евгения Подгорнова, и это вызвало серьезный резонанс: общественность требовала снести новую постройку, вопросом занялся ИКОМОС, Смольный наконец дал ход реставрационным работам.

Силовая станция – безусловная доминанта и «звезда» этого окраинного уголка Петроградской стороны. Сейчас вместе с ней меняется все окружение: что-то восстанавливают и приспосабливают, лакуны застраивают офисами и жильем, даже исторические корпуса расположенной неподалеку Военно-космической академии им. Можайского затянуты лесами.
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Фото: Sav-1667 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Фото: Sav-1667 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Участок, доставшийся мастерской Анатолия Столярчука, располагается через дорогу и по диагонали от силовой станции. Сейчас это пустырь с довольно пестрым окружением: фабричные здания и фоновая застройка перемежаются с самостроем и новенькими бизнес-центрами. Архитекторы поставили себе задачу прежде всего не нарушать сложившуюся городскую ткань, не диссонировать. Но не менее важным было не подстраиваться под окружение полностью, не копировать и сохранить собственный голос.
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в настоящее время © фотография Алены Кузнецовой
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в настоящее время © фотография Алены Кузнецовой
Ситуационный план
© ООО «АМ Столярчука», 2017
Ситуационный план © ООО «АМ Столярчука», 2017

План участка подсказал разделить здание на два основных объема. Получился прямоугольный «белый» корпус и чуть утопленный «красный», который заворачивает в глубину квартала. Если посмотреть на фасад с Пионерской улицы, то оказывается, что и эти два объема дробятся по горизонтали цветом и расположением окон таким образом, чтобы подхватить высоту соседних зданий. Получившийся рисунок-каскад создает необычный эффект: как будто бы дом уже «пожил» и его успели надстроить новыми этажами. В этой истории даже мансарда, которая была особым пожеланием заказчика, становится очень уместной. По сути, фасад проецирует на улицу то архитектурное «разнотравье», которое скрывается во дворе, но в несколько причесанном, стилизованном виде. Он и спонтанен и схематичен одновременно, как гость, который одевался на вечер с тщательно продуманной небрежностью.
Участок по Пионерской улице, на котором будет строиться новый жилой дом по проекту ООО «АМ Столярчука» © фотография Алены Кузнецовой
Участок по Пионерской улице, на котором будет строиться новый жилой дом по проекту ООО «АМ Столярчука» © фотография Алены Кузнецовой
Генеральный план 
© ООО «АМ Столярчука», 2017
Генеральный план © ООО «АМ Столярчука», 2017
Развертка по Пионерской улице © ООО «АМ Столярчука», 2017
Развертка по Пионерской улице © ООО «АМ Столярчука», 2017

Довольно протяженный фасад (почти 40 метров) дробится и по вертикали: широкие ленты лоджий отсылают к витражным окнам фабрик и чередуются с «перфорацией» квадратных окон и узкими полосками сплошного остекления. Ровные ряды балкончиков в верхней части здания к нижним этажам переходят на шахматный «беспорядок». Балкончики предназначены для кондиционеров, хаотичную установку которых, по словам Анатолия Столярчука, архитекторы всегда воспринимают болезненно.

Цвет и материал (отделка полностью выполнена из кирпича) также делают книксен окружающей застройке: условно красный корпус «одет» в одной гамме с соседними фабричными зданиями, а белый подхватывает палитру остальных разностилевых соседей.
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017

В итоге здание хоть и несколько превышает по высоте силовую станцию «Красного знамени» (его высота до карниза – 28 м, а общая – 33 м), но нисколько не бравирует этим и не стремится доминировать. Наоборот, всеми средствами выражает почтение, но при этом сохраняет собственное достоинство. Анатолий Столярчук надеется, что антагонизма не произойдет: «у подстанции сильный пластический язык, а у нас – фоновый, спокойный дом». Это подтверждает разработанная для КГИОП визуализация точки взаимодействия силовой станции и будущего дома.
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017

Первый этаж отведен под магазины и кафе. Из-за небольшой откреповки «красного» корпуса край получился живым, делающим эту часть улицы интересной для прохожего. Архитекторы усилили эффект сделав в «белом» корпусе галерею, которая выходит на широкий тротуар с большими витринами «красного» корпуса. Между ними спрятан сквозной вход в здание, другие два входа размещены во дворе, где фасад становится еще более спокойным, но вовсе не монотонным.
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017

Со второго по десятый этаж располагаются квартиры – их планировки достались архитекторам «в готовом виде» от маркетологов, что, безусловно, усложнило работу.

В цокольном этаже размещена автостоянка, въезд в которую расположен на Пионерской улице со стороны «белого» корпуса.
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Перспективное изображение © ООО «АМ Столярчука», 2017
Разрез © ООО «АМ Столярчука», 2017
Разрез © ООО «АМ Столярчука», 2017
План 1 этажа
© ООО «АМ Столярчука», 2017
План 1 этажа © ООО «АМ Столярчука», 2017
План типового этажа
© ООО «АМ Столярчука», 2017
План типового этажа © ООО «АМ Столярчука», 2017

Анатолий Столярчук подчеркивает, что архитекторы стремились к простоте и лаконичности. В этом видится не только уважение к городу и предшественникам, но и определенная уверенность в себе – суметь сделать просто, но эффектно. В этом смысле удачно сложились и отношения с заказчиком, представления которого о красоте совпали с авторским предложением (здесь уместно вспомнить проект другого дома мастерской, строившегося в похожем контексте на улице Мира, но с большими трудностями).

Здание не просто латает прореху в улице, оно «укореняется» на новом месте, переплетаясь со всем, что было до него. Такие примеры способны менять отношение к новому строительству в исторических районах, которое петербуржцы до сих пор, и не без основания, воспринимают очень напряженно.
План мансардного этажа
© ООО «АМ Столярчука», 2017
План мансардного этажа © ООО «АМ Столярчука», 2017