Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.10.2025

Призы Архитектона

Объект:
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Адрес:
Россия, Московская обл.,, Одинцово. д. Раздоры, ул. Утренняя, 1
Дом-Обелиск
Адрес:
Россия,
ЖК Мануфактура
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Петроградская набережная, 34 А / ул. Чапаева, 17, к. 2
Учебно-тренировочная база для футбольного клуба «Краснодар»
Адрес:
Россия, Респ. Адыгея, Четук.
Мастерская:
KATARSIS Architects
RYMAR.STUDIO
Студия 44
Авторский коллектив:
Руководитель студии, автор проекта: Максим Рымарь
ГАП, автор проекта: Алексей Шангин 

В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.

По двум примерам сложно судить, и все же чем хорош петербургский фестиваль Архитектон – что-нибудь новое да придумают. В этом году среди нового экстремальная десятидневная длительность проведения и – очные защиты финалистов, претендентов на премию, прошедшие 24 октября в Манеже. Из всех российских премий эта идея похожа на новосибирскую «Золотую капитель», а из международных на WAF. 

Податься на премию Архитектона могли все бюро, имеющие «прописку» в городе, вне зависимости от адреса проекта. Так среди победителей оказались Екатеринбург, Подмосковье, Барнаул и Краснодар. Но больше всего, конечно, было петербургских проектов. 

Жюри сначала предложили голосовать за все проекты, а их было больше 170; затем для очных защит разделили на четыре части по числу номинаций. Так или иначе, а практика очных презентаций позитивная. Осталось ее дополнить практикой посещения экспертами жюри реализованных объектов; такие мысли, помню, где-то высказывались, но пока что не знаю примеров их воплощения... От каждой группы очного жюри потребовали прийти к общему соглашению относительно главный премии номинации, разрешив также присудить 1 или даже 2 спецприза. 

Сложнее всего было определиться с гран-при. Колебались между двумя объектами разного жанра, ранга, статуса и масштаба: гимназией Примакова Никиты Явейна и «Студии 44» – и домом-обелиском из Никола-Ленивца Петра Советникова и Веры Степанской, бюро KATARSIS. 

Ниже показываем, кто победил. 

гран-при

Дом-обелиск, Никола-Ленивец
Петр Советников и Вера Степанская, KATARSIS Architects

Строение загадочное ровно в меру домов-объектов арт-парка Никола-Ленивца, которые, как известно, пригодны для жилья, и тем не менее в большей степени представляют собой художественное высказывание. Дом, а его реализация в силу обстоятельств заняла 2 года, стал соседом домов Александра Бродского, Алексея Луки и Сергея Кузнецова. Он выстроен из дерева на углубленном в землю бетонном подклете, внутри два яруса, один невысокий, другой – труба с зенитным окном. Мы рассказывали о доме здесь

общественные / реализации

Гимназия имени Евгения Примакова 
Никита Явейн, Иван Кожин, «Студия 44»

Вторая очередь гимназии с дипломатическим уклоном для одаренных детей включила жилье для учеников, преподавателей и гостей, но главным, безусловно, стало здание для старших классов. Оптимальный план-снежинка собрал в себе спорт, классы, разведенные на четыре «дома» как в Хогвартсе, – вокруг огромного и многоярусного пространства атриума, где сочетаются склоны, «острова-холмы», гроты, в одном из которых разместилась библиотека, в другом мини-кафе; амфитеатр спускается к трансформируемой сцене: ее можно превратить в закрытый зал, а можно открыть вид через стекло за сценой во двор. Настоящий город с крытым центром – стилистически школа дает целый диапазон впечатлений от белого входного портика, отдаленно напоминающего о 1930-х, – до отсылок, надо думать, вполне намеренных, к Ренцо Пьяно. Наш рассказ о здании здесь.

В номинации реализованных общественных зданий жюри присудило 2 спецприза: Лаборатория цифровых сетей от AMD Architects и библиотеке в Бухаре от ludi_architects. 

Еще один широко известный объект – тренировочная база ФК «Краснодар» RYMAR.STUDIO – отмечена почетным упоминанием. 

жилье / реализации

Мануфактура James Beck 
Никита Явейн, Антон Яр-Скрябин, «Студия 44»

Надо ли говорить, что оба объекта «Студии 44», отмеченные первыми премиями в номинациях «реализация», которые традиционно считаются более значимыми, – были достаточно хорошо известны профессиональной общественности начиная с их пребывания в стадии проектов. Жилой комплекс James Beck – результат реконструкции промышленного пространства, где архитектуру удалось решить в унисон с кирпичным промом, хотя и не стилизуя. Уверенное контекстуальное высказывание, когда и волки сыты, и овцы целы, когда среда принимает современный объект, в сущности, как родного, и в то же время он проявляет сам собой некоторую, по-питерски умеренную, дерзновенность.
 

общественные / проект

Сереброплавильный завод в Барнауле
ludi_architects

Проект реконструкции бывшего медного, а позднее сереброплавильного завода, расположенного в центре города и сейчас, согласно описанию, стагнирующего. Здания завода имеют статус ОКН, а функция, по всей видимости – жилье + ритейл, крытая городская улица между корпусами разной степени новизны. Исторические формы сохраняют, кирпич очищают, кое-что откапывают; за новизну отвечает матово полированный металл. 

жилье / проект

Комплекс «Большой Урал – путь авангарда»
Никита Демидов, Павел Гордеев, АБ «Гордеев-Демидов» 

Конкурсный проект, победивший, но не пошедший «в работу», как, увы, нередко случается. Проектируя расширение гостиницы «Большой Урал», построенной в 1930-е годы, авторы предложили дополнить существующие объемы вереницей не просто жилых пространств, а арт-резиденций, чьи ячейки, с учетом современных нормативов, восходят к "ячейке F" Дома Наркомфина. И устроить между старым и новым корпусом двухъярусное общественное, в том числе выставочное, пространство: одну открытую пешеходную улицу, другую подземную, в том числе с зенитным освещением. Любопытно, что заказчик, хотя и отказался от проекта Гордеев-Демидов, учел их предложения относительно общественной и артистической функции. 

Проект интересен, с одной стороны, чисто конкурсной раскованностью, а с другой – тем фактом, что, «зеркалируя» здание 1930-х годов, в архитектурном отношении, строго говоря, обычное, архитекторы, образно говоря, оказываются – как в структуре интерьеров, так и в устройстве фасадов – большими конструктивистами чем сами конструктивисты, внедряя в своем проекте идеи экспериментального дома Моисея Гинзбурга, которому, увы, так и не удалось увидеть разворачивание своих опытов в советской практике. Дедушка Гинзбург, вероятно, был бы рад. 
 
В номинации жилых проектов также обнаруживается одно специальное упоминание – следуя за Владимиром Фроловым, ему дали подзаголовок «За синтез искусств». 

Но надо сказать, что дело тут не в синтезе искусств. В номинации было два одинаково хороших проекта, а положа руку на сердце, может быть, проект, отмеченный спецпризом, еще и получше. Это своего рода вариация ЖК Мануфактура – контекстуальное высказывание, и тоже от «Студии 44», но на материале доходных домов модерна. Получив протяженный участок от здания школы, архитекторы разделили его на две неравные части и спроектировали на них, в сущности, – не просто разные фасады, как сейчас нередко делается – а два разных, хотя и перекликающихся, дома. С этажами разной высоты, со сбитой сеткой, воспроизведя, таким образом, характерную особенность питерских доходников. Стилистика однако лаконичная: таким мог стать петербургский модерн в 1930-е, если бы его развитие не прервала революция. 

Но самое увлекательное не это, и даже не то, что авторы разделяют дома по гендерному признаку, называя «девочкой» и «мальчиком», – лучшая идея, тут Владимир Фролов прав, в том, что, взяв прообраз доходного дома герцога Николая Лейхтенбергского (1904–1905), архитекторы предложили украсить верхние этажи мозаикой. Хотя тот и расположен далеко, на Петроградской стороне, километрах в 4.5 от участка. Поэтому синтез искусств. Надо сказать, дом – или дома? – сделан уверенно на грани историзма и абстракции, и эта уверенность очень впечатляет.  

Состав жюри
Юрий Аввакумов
Вадим Басс
Эдуард Кубенский
Сергей Кузнецов
Лизавета Лихачева
Ксения Малич
Анна Мартовицкая
Михейл Микадзе
Андрей Могучий
Павел Соколов
Ника Стрижак
Юлия Тарабарина
Никита Токарев
Наринэ Тютчева
Артем Укропов
Антон Финогенов
Владимир Фролов
Дмитрий Швидковский
Юлия Шишалова
Николай Шумаков

Фестиваль длится до 2 ноября. 
Архитектон 2025: выставка проектов
Архитектон 2025: выставка проектов
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектон 2025: защиты Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектон 2025: защиты
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектон 2025: защиты Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектон 2025: защиты
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дом-Обелиск Фотография © Даниил Анненков / предоставлена KATARSIS Architects
Дом-Обелиск
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена KATARSIS Architects
Дом-Обелиск Фотография © Даниил Анненков / предоставлена KATARSIS Architects
Дом-Обелиск
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена KATARSIS Architects
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
Лаборатория цифровых сетей Фотография предоставлена: AMD Architects
Лаборатория цифровых сетей
Фотография предоставлена: AMD Architects
Библиотека в Бухаре Фотография предоставлена: ludi_architects
Библиотека в Бухаре
Фотография предоставлена: ludi_architects
Учебно-тренировочная база для футбольного клуба «Краснодар»
Учебно-тренировочная база для футбольного клуба «Краснодар»
Фотография © Дмитрий Чебаненко, Евгений Таранжин / предоставлена RYMAR studio
ЖК Мануфактура
ЖК Мануфактура
Фотография предоставлена: Студия 44
Преобразование Сереброплавильного завода в Барнауле, проект
Преобразование Сереброплавильного завода в Барнауле, проект
© ludi_architects
Жилой дом на проспекте Римского-Корсакова, проект
Жилой дом на проспекте Римского-Корсакова, проект
© Студия 44