Руководитель авторского коллектива: Рамиль Алиханов
Архитектор: Борис Гусев
Руководитель отдела визуализаторов: Максим Филиппов
Визуализатор: Сергей Шишкин, Матвей Бондаренко
Моделлер: Андрей Ермолов
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Всемирный фестиваль архитектуры, 17-й по счету, вновь прошел в Сингапуре. Как и год назад, главный приз получила школа – только на этот раз не китайская, а австралийская. Зеленый континент, кажется, вообще стал рекордсменом по призам – всего туда уехало 12 наград.
По ощущениям стороннего наблюдателя, повестка фестиваля с экологической сместилась в сторону социально-политической, о чем говорят и проекты, взявшие гран-при, и главная дискуссия фестиваля, которая называлась «Нам есть дело, следовательно, мы существуем» (We take care therefore we are). В к ней есть любопытное упоминание Льва Толстого, которому приписывают чрезмерную степень эмпатии.
В следующем году фестиваль планируют проводить в Майами.
можно ознакомиться с номинантами и победителями категорий, среди которых появилась новая – «Модернизация» (retrofit).
А мы предлагаем посмотреть на всех финалистов.
***
Здание года
Darlington Public School в Сиднее, Австралия fjcstudio
Дарлингтон – государственная школа на окраине Сиднея, которая специализируется на изучении истории и культуры коренных народов Австралии. По проекту местного бюро fjcstudio старое здание школы, построенное 1975 году, существенно модернизировали и расширили – теперь оно вмещает около 500 воспитанников.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
весьма камерное здание не являлось объектом культурного наследия. Его полностью снесли, но при этом постарались воспроизвести дух места, для чего была подготовлена специальная . Основным материалом нового корпуса также стал кирпич, вытянутая форма с пилообразной кровлей откликается на промышленное прошлое района Чиппендейл. Фрески, украшавшие старое здание, воспроизвели на новых стенах. Их дополняет коллекция произведений искусства аборигенов, также перекочевавшая из старого здания в новое.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
По-фабричному строгий кирпичный корпус дополняет легкий волнообразный объем, внутри которого находится коммуникационное ядро. Сетчатые металлические экраны делают это пространство открытым и светлым, при этом защищают коридоры от яркого солнечного света и дают мягкую тень – совсем как местное дерево казуарина.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
Внутренняя планировка предлагает гибкие учебные пространства, а также несколько блоков, которыми могут пользоваться не только ученики, но и местное сообщество – объемы спортивного и актового зала, а также библиотеки обособлены от школьных классов и встроены в городской контекст. В саду высажены местные растения, которые также служат образовательным целям – с помощью QR-кода можно узнать, как они используются в кулинарии аборигенов.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
Higher Education and Research: Waimarie – Lincoln University Science Facility, Линкольн, Новая Зеландия.
Мастерская: Warren and Mahoney in association with Lab-Works
Küçükçekmece Djemevi в Стамбуле, Турция Мастерская EAA-Emre Arolat Architecture
Парк спроектирован для района Кючюкчекмедже на окраине Стамбула и посвящен притесняемой в Турции общине алевитов. Ритуалы этой конфессии отличаются от традиционных суннитских, ее приверженцам до сих пор приходится скрывать свои религиозные центры, чтобы избежать погромов.
Турецкое бюро EAA-Emre Arolat Architecture предлагают сделать джемеви – место религиозного поклонения алевитов – центром парка. Алевизм – одно из самых либеральных течений ислама, а джемеви – это не мечеть, а скорее дом, где мужчины и женщины поклоняются Богу вместе на равных правах. В соответствии с ритуалом джема, который включает песнопения, танцы и просветительскую часть, архитекторы предлагают ряд перетекающих друг в друга пространств, наполовину спрятанных в подземном уровне – по подобию христианских катакомб. Нависающие объемы и теснящиеся стены передают атмосферу давления и репрессий.
Архитекторы превратили этот урбанизированный пустырь в востребованный парк, разделив территорию на три зоны. В «Экологическом саду» сохранившиеся деревья получили «подкрепление» в виде 200 местных растений. Теперь здесь можно устраивать пикники, принимать солнечные ванны, играть во фрисби или заниматься гимнастикой. «Городская сцена» с лужайкой и фонтаном предназначена для крупных мероприятий, а также может быть использована в качестве убежища в случае экстренной ситуации. Следующая за площадью территория, так же засаженная деревьями, предоставляет досуг людям всех возрастов.
Озеленение площади увеличилось более, чем в два раза. Вечнозеленые деревья обеспечивают необходимую в жарком климате тень круглый год. Дождевой сад площадью 300 м2 накапливает в подземной системе хранения до 200 м3 воды, которая используется для орошения. Дизайн малых архитектурных форм вдохновлен традиционными домами народа хакка, проживающего в этой части Китая.