Руководитель авторского коллектива: Рамиль Алиханов
Архитектор: Борис Гусев
Руководитель отдела визуализаторов: Максим Филиппов
Визуализатор: Сергей Шишкин, Матвей Бондаренко
Моделлер: Андрей Ермолов
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Всемирный фестиваль архитектуры, 17-й по счету, вновь прошел в Сингапуре. Как и год назад, главный приз получила школа – только на этот раз не китайская, а австралийская. Зеленый континент, кажется, вообще стал рекордсменом по призам – всего туда уехало 12 наград.
По ощущениям стороннего наблюдателя, повестка фестиваля с экологической сместилась в сторону социально-политической, о чем говорят и проекты, взявшие гран-при, и главная дискуссия фестиваля, которая называлась «Нам есть дело, следовательно, мы существуем» (We take care therefore we are). В тезисах к ней есть любопытное упоминание Льва Толстого, которому приписывают чрезмерную степень эмпатии.
В следующем году фестиваль планируют проводить в Майами.
Здесьможно ознакомиться с номинантами и победителями категорий, среди которых появилась новая – «Модернизация» (retrofit).
А мы предлагаем посмотреть на всех финалистов.
***
Здание года
Darlington Public School в Сиднее, Австралия fjcstudio
Дарлингтон – государственная школа на окраине Сиднея, которая специализируется на изучении истории и культуры коренных народов Австралии. По проекту местного бюро fjcstudio старое здание школы, построенное 1975 году, существенно модернизировали и расширили – теперь оно вмещает около 500 воспитанников.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
Предыдущее весьма камерное здание не являлось объектом культурного наследия. Его полностью снесли, но при этом постарались воспроизвести дух места, для чего была подготовлена специальная экспертиза. Основным материалом нового корпуса также стал кирпич, вытянутая форма с пилообразной кровлей откликается на промышленное прошлое района Чиппендейл. Фрески, украшавшие старое здание, воспроизвели на новых стенах. Их дополняет коллекция произведений искусства аборигенов, также перекочевавшая из старого здания в новое.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
По-фабричному строгий кирпичный корпус дополняет легкий волнообразный объем, внутри которого находится коммуникационное ядро. Сетчатые металлические экраны делают это пространство открытым и светлым, при этом защищают коридоры от яркого солнечного света и дают мягкую тень – совсем как местное дерево казуарина.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
Внутренняя планировка предлагает гибкие учебные пространства, а также несколько блоков, которыми могут пользоваться не только ученики, но и местное сообщество – объемы спортивного и актового зала, а также библиотеки обособлены от школьных классов и встроены в городской контекст. В саду высажены местные растения, которые также служат образовательным целям – с помощью QR-кода можно узнать, как они используются в кулинарии аборигенов.
School: Darlington Public School, Сидней, Австралия.
Мастерская: fjcstudio
Higher Education and Research: Waimarie – Lincoln University Science Facility, Линкольн, Новая Зеландия.
Мастерская: Warren and Mahoney in association with Lab-Works
Küçükçekmece Djemevi в Стамбуле, Турция Мастерская EAA-Emre Arolat Architecture
Парк спроектирован для района Кючюкчекмедже на окраине Стамбула и посвящен притесняемой в Турции общине алевитов. Ритуалы этой конфессии отличаются от традиционных суннитских, ее приверженцам до сих пор приходится скрывать свои религиозные центры, чтобы избежать погромов.
Турецкое бюро EAA-Emre Arolat Architecture предлагают сделать джемеви – место религиозного поклонения алевитов – центром парка. Алевизм – одно из самых либеральных течений ислама, а джемеви – это не мечеть, а скорее дом, где мужчины и женщины поклоняются Богу вместе на равных правах. В соответствии с ритуалом джема, который включает песнопения, танцы и просветительскую часть, архитекторы предлагают ряд перетекающих друг в друга пространств, наполовину спрятанных в подземном уровне – по подобию христианских катакомб. Нависающие объемы и теснящиеся стены передают атмосферу давления и репрессий.
Архитекторы превратили этот урбанизированный пустырь в востребованный парк, разделив территорию на три зоны. В «Экологическом саду» сохранившиеся деревья получили «подкрепление» в виде 200 местных растений. Теперь здесь можно устраивать пикники, принимать солнечные ванны, играть во фрисби или заниматься гимнастикой. «Городская сцена» с лужайкой и фонтаном предназначена для крупных мероприятий, а также может быть использована в качестве убежища в случае экстренной ситуации. Следующая за площадью территория, так же засаженная деревьями, предоставляет досуг людям всех возрастов.
Озеленение площади увеличилось более, чем в два раза. Вечнозеленые деревья обеспечивают необходимую в жарком климате тень круглый год. Дождевой сад площадью 300 м2 накапливает в подземной системе хранения до 200 м3 воды, которая используется для орошения. Дизайн малых архитектурных форм вдохновлен традиционными домами народа хакка, проживающего в этой части Китая.