Руководитель авторского коллектива: Рамиль Алиханов
Архитектор: Борис Гусев
Руководитель отдела визуализаторов: Максим Филиппов
Визуализатор: Сергей Шишкин, Матвей Бондаренко
Моделлер: Андрей Ермолов
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
В этом году Всемирный фестиваль архитектуры проекты из России не принимал, но, как мы узнали из блога Анны Мартовицкой, с оговоркой: если у бюро есть представительство в другой стране и концепция разработана для другой страны, то добро пожаловать. Этой возможностью воспользовались и прошли в шорт-лист два бюро – IND Амира Идиатулина и Kerimov Architects. Также в списках традиционно присутствует бюро TCHOBAN VOSS Architekten, офис которого располагается в Германии.
Победителей номинаций и гран-при объявят в начале ноября в Сингапуре.
Рассказываем о российском присутствии на WAF 2024, а в конце предлагаем нехитрую аналитику взаимоотношений фестиваля с нашими архитекторами за последние несколько лет.
Проект стал финалистом номинации «Образование». Кампус – часть Центра семьи и культуры растущей общины Хабад-Любавич, проект расширения которого бюро представляло в прошлом году.
Pears Jewish Campus Berlin, рассчитанный на 450 воспитанников, включает школу, детский сад и ясли. Изогнутая форма и колористика здания откликается на архитектурные решениях окружающих построек Центра. Синий цвет, выбранный в качестве акцента для клинкерного кирпича в отделке фасада, имеет особое значение для иудаизма. Входную группу украшают световые инсталляции берлинской художницы Анны Нежной: дуб и оливковое дерево символизируют Германию и Израиль.
Здание окружает сад с игровыми и спортивными площадками. На третьем этаже располагается двусветный универсальный зал для спортивных и культурных мероприятий, на пятом – аудитория для кинопоказов или лекций.
Проект отметился в номинации «Коммерческое многофункциональное здание». Комплекс на улице Парижской Коммуны уже строится и на две трети будет состоять из деревянных модулей. Дерево же используется в качестве материала отделки фасадов, которые структурируют горизонтальные металлические профили на высоте потолочных перекрытий, обеспечивающие соблюдение требований противопожарной безопасности. Такая комбинация материалов позволяет сократить выбросы CO2 на 50–80 % на квадратный метр площади по сравнению с традиционными железобетонными конструкциями.
Помимо гибких офисов здание включает 60 квартир и арт-резиденции, рассчитанные на многочисленных творческих людей, проживающих в районе. Озелененные эксплуатируемые террасы на крыше перемежаются с фотоэлектрическими модулями, предусмотрен и сбор дождевой воды.
Схожую деревогибридную концепцию бюро использовало для офисного комплекса EDGE, который выставляло на WAF в 2022 году.
Бюро Амира Идиатулина проходит в финал фестиваля не в первый раз, но теперь указывает страной происхождения ОАЭ. У бюро есть офисы в Москве, Дубае и Бишкеке.
Креативный кластер в столице Саудовской Аравии продолжит борьбу в престижной номинации «Культура». На участке площадью больше 130 000 м2 запланированы коворкинги, выставочные пространства и арт-резиденции, рестораны и гостиницы, а также студии для кинопроизводства. Комплекс представляет собой цепочку зданий, водоемов, садов и камерных двориков, которые связывает система навесов с подсветкой. Пространственная структура отсылает к историческим поселениям, таким как Аль-Ула. Оси заканчиваются точками притяжения: например, главная соединяет мечеть и выставочную зону. Для строительства предполагается использовать утрамбованную землю – экологически чистый и аутентичный материал. Также все слои проекта пронизывают местные орнаменты.
Проект-феномен собрал уже девять международных наград, а теперь значится и в номинации WAF «Частный дом».
Дом спроектирован для скалистого участка на берегу океана. Архитекторы располагают объемы, следуя топографии участка, и тем самым добиваются эффекта естественного перепада высот, при котором террасы становятся продолжением ландшафта. Со стороны дороги дом кажется одноэтажным, а со стороны океана и города его и вовсе почти не видно. Лаконичная форма объемов позволила оптимизировать площадь застройки и добиться спокойного архитектурного облика, не спорящего с природным контекстом. Той же цели подчинено использование металла и архитектурного бетона: песочный оттенок фасада коррелирует с цветом скал, поэтому дом мимикрирует под скалистый ландшафт.
В шорт-лист интерьерного раздела фестиваля попали 88 заявок. Русский след находится и здесь – фотограф Илья Иванов поработал для дружественной сербской кофейни, которую спроектировало бюро Freya Architects – кажется, уже бывшее московское, поскольку на сайте есть только сербский адрес.