RSS
07.06.2010

Самый зеленый банк в мире

Башня “Bank of America” в окружении небоскребов в манхэттенском районе Мидтаун
Башня “Bank of America” в окружении небоскребов в манхэттенском районе Мидтаун

информация:

С башней, о которой пойдет речь, у меня сложились личные отношения. На реализацию столь масштабных проектов, как 55-этажный небоскреб “Bank of America”, второй по высоте в Нью-Йорке после Эмпайр-стейт-билдинга и четвертый в США, уходят годы...

Выше только башни Willis (Sears) и Трампа, обе в Чикаго. Проектирование здания в Манхэттене – по адресу Один Брайн-Парк на Шестой авеню между 42-й и 43-й стрит – началось в 2003 году. Я прекрасно помню этот квартал с несуразными постройками в один-два этажа и парящим над ними знаменитым на весь мир электронным табло, сообщающим безнадежно астрономическую сумму национального долга Америки. Строительство началось с годичного рытья котлована (взрывать в двух шагах от Таймс-сквера, окруженного плотным кольцом небоскребов нельзя).

В 2006 году мне довелось участвовать в проектировании интерьера корпоративной аудитории на втором этаже в составе компании "Gensler" и осуществлять строительный надзор. А в 2009 году, когда башня была сдана в эксплуатацию (внутренние работы и замена разбитых во время строительства фрагментов фасада продолжаются до сих пор), я представил ее на выставке "GreenHouse" в рамках фестиваля "Зодчество" в московском Манеже. Однако лишь сейчас мне представилась возможность побывать внутри уже функционирующего небоскреба.

Здание банка – детище архитектора Ричарда Кука, сооснователя компании "Cook+Fox Architects", специализирующейся на проектировании экологических и высокотехнологичных зданий. Главный архитектор проекта и ведущий его с первого дня Серж Аппел (Serge Appel) любезно согласился показать мне здание изнутри и продемонстрировать особенности, сделавшие башню наиболее экологичной в мире. Серж провел около 300 туров, рассчитанных на полтора часа каждый, но его отточенный до малейших деталей рассказ каждый раз звучит также увлеченно, как впервые. А ведь он еще и объехал мир, проведя более сотни лекций и презентаций на конгрессах и симпозиумах, посвященных зеленому опыту. Сколько же вопросов на него обрушилось за это время? Но и на мои он отвечал так, будто слышит их впервые.
С чего начинается проектирование небоскреба? Конечно же, с поиска образа. Будучи одним из крупнейших банков мира, "Bank of America", в отличие от таких могущественных конкурентов, как "Citigroup" и "JP Morgan Chase", до появления героини моего рассказа не имел знакового небоскреба в Манхэттене. По форме здание напоминает кристалл из стекла, стали и алюминия, и намекает на некую подсознательную связь со знаменитым Хрустальным дворцом (первое в Америке здание из стекла и металла, возведенное через дорогу в Брайн-Парке для Всемирной выставки 1853 года). Дизайн граненого кристалла башни отличается уникальными скульптурными поверхностями с четкими складками и сетью прямых линий, динамично "оживающими" при попадании на них солнечного света. На верхних этажах они как бы раздвигают панораму обзора изнутри и очерчивают запоминающийся образ снаружи. Конфигурация основания башни продиктована идеей расширения тротуаров и удобства доступа к подземным станциям городского сабвея.

В основание башни вписано историческое здание Театра Генри Миллера. Его фасад в английском стиле (памятник архитекторы начала 20-го века) и овальный вестибюль, выходящие на 43-ю стрит, были отреставрированы, а интерьер построен заново. Конструктивно театр полностью независим от башни – каждое здание опирается на собственные колонны, что позволяет избежать взаимных физических и акустических колебаний.

Площадь небоскреба составляет почти 200 тысяч квадратных метров. В этом районе Манхэттена не существует ограничения максимальной высоты. Однако зонирование на данном участке предполагало новое строительство площадью не более 160 тысяч квадратных метров. Руководство банка вступило в переговоры с городом для выработки взаимовыгодных условий. Модернизация Театра Генри Миллера; расширение, тротуаров; сквозной круглосуточный пешеходный коридор, связавший 42-ю и 43-ю улицы; обеспечение просторного общественного холла с садом внутри; строительство нового входа в сабвей – все это было сделано взамен на разрешение построить дополнительные площади.

Желание же создать самый зеленый небоскреб в мире исходило от заказчика. 75 процентов площадей здания заняты офисами Банка, а остальные 25 – компанией девелопера "The Durst Organization". Здесь работают девять тысяч служащих, причем в максимально возможных на сегодня комфортных условиях. Американский совет по Зеленым зданиям присвоил башне Платиновую категорию по системе LEED (Лидерство в области энергии и энергосберегающего дизайна). Проект использует инновационные энергосберегающие и экологичные технологии, в результате чего почти вдвое сокращен расход электроэнергии, снижен выброс углекислого газа в атмосферу и потребляется меньше питьевой воды. Здесь создана наиболее здоровая и продуктивная внутренняя среда с оптимальным количеством естественного освещения и свежего воздуха.

Экономия энергии и ресурсов была достигнута и на стадии строительства. Все компоненты и материалы, которые были использованы при постройке здания, произведены, добыты, выработаны, выплавлены или выращены не далее, чем в радиусе 800 километров от Манхэттена. Это существенно сократило расходы на их транспортировку, ведь обычно материалы для строительства подобных зданий свозятся со всего мира. Кроме того, при строительстве была использована частично переработанная сталь и особый бетон на 55 процентов состоящий из цемента и на 45 – из шлака (побочный продут сталеплавильного производства, который обычно просто выбрасывают). Особый бетон шлак-цемент на 25 процентов прочнее (недостаток такого бетона в том, что он затвердевает вдвое дольше), и его производство значительно экологичнее.
Экологичность здания обращает на себя внимание уже в холле. Прохожие забегают сюда почитать газеты или выпить кофе в изолированном от городского шума и суеты круглый год зеленом саду. Здесь отсутствуют воздуховоды, обычно направляющие струи кондиционированного воздуха с большой высоты и впустую растрачивающие дорогостоящую энергию. Вместо этого используются "теплые" полы с электрическим подогревом, а холодный или теплый воздух подается сквозь напольные решетки, расположенные по периметру. Это позволяет сократить расходы электроэнергии, так как обогревается или охлаждается лишь нижняя часть помещения, где находятся люди.

В офисных этажах подача воздуха, как и в холле, осуществляется из-под пола, что не только значительно сокращает расход энергии, но и позволяет контролировать температуру воздуха, распределение и интенсивность его потока. Расположение воздуховодов в полу также значительно упрощает их профилактическую чистку. Кроме того, воздух, подаваемый снизу, не перемешивается в помещении. Он поднимается к потолку и выводится из помещений по верхнему воздуховоду. Это резко снижает вероятность распространения инфекций в замкнутом пространстве. Сверху свежий кондиционированный воздух поступает лишь по периметру офисных этажей.

Другая знаменитая энергосберегающая особенность здания – его способность самостоятельно генерировать две трети необходимой энергии. На верхнем (седьмом этаже) цоколя установлен электрический генератор (газотеплоэлектроцентраль) мощностью пять мегаватт, производящий чистую, эффективную энергию (сейчас он тестируется, но, войдя в строй, будет работать в круглосуточном режиме). Высокая эффективность достигается за счет локальной выработки электроэнергии, что, во-первых, не требует передачи энергии по сетям, а во-вторых, позволяет использовать тепло, выделяемое газовыми турбинами. Образующийся пар используется как для кондиционирования воздуха, так и для горячего водоснабжения. В зависимости от времени суток и нагрузок генератор не только вырабатывает электроэнергию на нужды здания, но и может отдавать ее излишки в городскую сеть (разумеется, цена, по которой банк будет продавать свою электроэнергию городской сети, – ниже той, по которой он ее покупает). Генератор полностью окупится за пять лет эксплуатации (практически все энергосберегающие системы здания окупятся не более чем за пять лет). А общая стоимость всех зеленых технологий башни не превышает двух-трех процентов затрат на строительство.

Особая гордость компании – крупнейшая в городе система заготовки и хранения льда. Лед заготавливает электрическая центробежная установка в ночные часы, когда цена на электроэнергию значительно ниже, чем днем. Он хранится в 44 цистернах с этиленгликолевыми спиралями. Цистерны диаметром 3 метра и высотой 2,5 метра размещены в подвале площадью 2 тысячи квадратных метров на глубине 30 метров. В течение всего дня лед тает, и охлажденная вода подводится к поэтажной системе кондиционирования воздуха. В Манхэттене, где земля стоит так дорого, трудно найти достаточно места для размещения системы заготовки и хранения льда. Но следует заметить, что в здании нет гаража. Вместо него в погрузочном отсеке разместилась компактная парковка для велосипедов.

Система двойного стеклянного фасада от пола до потолка позволяет максимально использовать естественное освещение и панорамные виды вокруг здания. В то же время специальный керамический узор, нанесенный на стекло, противостоит попаданию тепла внутрь. Высокие потолки (4,5 метра межэтажное расстояние в офисах башни и 6 метров – в цоколе) способствуют проникновению естественного освещения в самые отдаленные от фасадов помещения. Здание оборудовано системой сбора дождевой воды, позволяющей сохранить почти 30 миллионов литров воды в год для технических нужд. А зеленые крыши уменьшению ее нагревание.

Однако, когда мы вышли на одну из зеленых крыш в цокольной части здания, к моему удивлению, она оказалась значительно меньше площади самой крыши. Большая ее поверхность облицована обычной белой плиткой (белый цвет значительно ослабляет нагрев солнцем). Серж пояснил, что при обилии энергосберегающих систем иногда возникает конфликт принципов. Дело в том, что зеленые крыши впитывают дождевую воду и тем самым значительно снижают температуру внутри. Но, во-первых, площади крыш в небоскребах ничтожно малы по сравнению с общей внутренней площадью, а во-вторых, архитекторы стремились собрать как можно больше дождевой воды для использования в технических целях. В принципе, в данном проекте можно было бы и вовсе обойтись без зеленых крыш. Они играют лишь декоративную роль и видны лучше всего из соседних башен.

Что же касается сбора дождевой воды (это так называемая "серая вода"), то она собирается со всех плоских крыш и отводится в расположенные на разных уровнях четыре емкости. После фильтрации дождевая вода попадает в самый глубокий подвальный колодец, где смешивается с теплыми грунтовыми водами с соседних участков и с техническими водами из умывальников и водного конденсата вентиляционных устройств (это так называемая "черная вода") для удовлетворения утилитарных нужд здания. Лишь умывальники снабжаются пресной водой из локальной водопроводной сети.

Наш тур закончился на 52-м этаже (это уровень иных 70-80-этажных зданий), где расположены башни охлаждения; фильтры, очищающие свежий воздух от 95 процентов вредных веществ (согласно местному коду очистка воздуха должна осуществляться только на 35 процентов) и одна из трех крановых систем подъема люлек для мытья фасадов. Эти краны специально спланированы с учетом необычной конфигурации здания – они способны выдвигаться за пределы верхних скошенных по диагоналям фасадов на 30 метров. Свободностоящий фасад, оборачивающий верхние механические этажи и завершающий заостренную форму башни, доходит до 288-метровой высоты, а венчающий здание 111-метровый шпиль вонзается в небо на высоте 365 метров. Это примерно на 30 метров выше шпилей, стоящих в нескольких блоках отсюда ажурного Крайслер-билдинга и здания штаб-квартиры "Нью-Йорк Таймс".

С верхних этажей небоскреба открывается завораживающая панорама возвышающегося над пригородами и океаном гордого Нью-Йорка. Легко распознаваемая башня "Bank of America" заняла достойное место в строю небоскребов. Всех зеленых особенностей этой башни не перечесть, а Серж Аппел уже делится опытом работы над своим новым проектом в Бостоне, энергосберегающие особенности которого будут еще более совершенными и эффективными.

Bank of America Tower at One Bryant Park, New York, USA

Project Type: Sustainable Skyscraper
Architect: Cook + Fox Architects
Client and Owner: The Durst Organization and Bank of America
Project Developer: The Durst Organization
Executive Architect: Adamson Associates Architects
Mechanical Engineer Jaros, Baum & Bolles
Structural Engineer Severud Associates
Geo-Technical Engineer: Mueser Rutledge Consulting Engineers
Construction: Tishman Construction Corporation
Code Consultant: JAM Consultants
Commissioning Agent: The Fulcrum Group
Elevator Consultant: VDA
Exterior Wall Consultant: Israel Berger & Associates
Security Consultant: Ducibella, Venter & Santore
Exterior Maintenance Consultant: Entek Engineering
Base Building Acoustician: Shen Milsom & Wilke
NYC Transit Consultant: Vollmer Associates
Lighting Consultant: Cline Bettridge Bernstein Lighting Design
Historic Consultant: Higgins & Quasebarth
Theater Consultant: Fisher Dachs Associates
Theater Acousticians: Jaffe Holden Acoustics
Environmental Consultant: Viridian Energy & Environmental
LEED Consultant: e4 inc.
Solar Design, Photovoltaic Consultant: Solar Design Associates, Inc.
Wind Power Consultant: altPower
Site Area: 8 hectares/2 acres
Design: 2003
Groundbreaking: August 2004
Foundation: July 2005
Maximum height: December 2007
Opening: 2009
Construction Budget: $1 billion
Interiors budget: $1.5 billion
Area: 2,100,000 sq. ft. (195,000 sq. m.)
Height: 1,200 ft (366 m)
Вид на Башню “Bank of America” со стороны “Брайн-Парка”/Tower “Bank of America” view from Bryan Park, photo © Cook+Fox Architects
Вид на Башню “Bank of America” со стороны “Брайн-Парка”/Tower “Bank of America” view from Bryan Park, photo © Cook+Fox Architects
Вид на Башню “Bank of America” со стороны “Брайн-Парка”/Tower “Bank of America” view from Bryan Park, photo © Cook+Fox Architects
Вид на Башню “Bank of America” со стороны “Брайн-Парка”/Tower “Bank of America” view from Bryan Park, photo © Cook+Fox Architects
Южный фасад башни со стороны 42-й стрит
Drawing © Cook+Fox Architects
Южный фасад башни со стороны 42-й стрит Drawing © Cook+Fox Architects
50th floor:

План 50-го этажа башни
Plan © Cook+Fox Architects
50th floor: План 50-го этажа башни Plan © Cook+Fox Architects
50th floor:

План 50-го этажа башни
Plan © Cook+Fox Architects
50th floor: План 50-го этажа башни Plan © Cook+Fox Architects
Комментарии
comments powered by HyperComments
 

статьи на эту тему: