RSS
22.07.2000

В Москве стало семью памятниками больше. Их достали из-под земли

  • Наследие

информация:

Вчера правительство Москвы приняло решение о включении в государственный список памятников истории и культуры станций Московского метрополитена, сооруженных в годы Великой Отечественной войны.

До сегодняшнего дня в памятники истории и культуры входили только станции первой и второй линий. Решение московского правительства расширяет список на семь станций (см. справку). С точки зрения художественной логики - это решение странное. С точки зрения бюрократической - вполне естественное.
Признаем сразу, некоторые основания для того, чтобы выделить семь военных станций в отдельную группу, имеются. Историческое основание налицо - станции пускались в годы войны. Нельзя сказать, что в годы войны в Москве увеличились метроперевозки - станции пускали из идеологических соображений. Руководство страны доказывало народу, да и себе тоже, что победа будет за нами. Но сказать, что это существенно сказалось на их архитектуре, невозможно. Все московское метро сталинского времени носит триумфальный характер, и все оно доказывало руководству, что победа будет (или уже была) за ними.
Проекты этих станций готовились в 1937-1938 годах, когда основной тип станции был твердо выработан. Это гигантские залы (в среднем в полтора раза больше довоенных), художественное решение которых отличалось, с одной стороны, жесткой и легкой геометрией, так что пространство станции читалось целиком, а с другой - особо роскошным убранством. Великий советский архитектор Жолтовский рекомендует следующий способ решения декора:
"То, что повернуто к человеку, должно быть дано сильно и богато". Так станции и строили - "Архитектура СССР" с гордостью сообщает о "неуклонном росте применения мрамора", в убранстве использовались едва ли не полудрагоценные камни, добытые советскими каторжниками (сегодняшние реставраторы метро зачастую не могут найти аналогичных сортов из-за секретности забытых лагерных карьеров).
Правда, в декоративном плане семь военных станций дорабатывались в военное время, включив сюжеты времен Великой Отечественной (как статуя Зои Космодемьянской на "Измайловском парке"). Таких сюжетов много и на послевоенных станциях, но там больше салютов и парадов, а здесь - партизанское движение. Этим их специфика по сравнению с остальными станциями исчерпывается. Совершенно очевидно, что московское метро - это памятник целиком, а не по станциям той или иной очереди. Причем памятник грандиозной архитектурной силы.
Он соединяет в себе два разных образа. С одной стороны, московское метро - это
идеальный город сталинизма. Хотя Сталин предпринял огромные усилия для того, чтобы преобразовать Москву в столицу советской империи, тем не менее город все равно во многом не дотягивал до нужной величественности. Оставались какие-то лабазы, сараи, церковки, деревянные домики Замоскворечья - следы двухсот лет существования в роли провинциального города не удавалось уничтожить полностью. Метро - идеальный город, параллельный основной столице, и здесь величественность достигает нужной интенсивности. Это чреда площадей, заполненных не людьми, но массами, одна площадь перетекает в другую без зазоров, как один форум Рима в другой, и каждая из них поражает воображение размахом пространства и роскошью отделки.
С другой стороны, метро - это катакомбы коммунистической веры. В Риме существуют раннехристианские катакомбы, известные прежде всего тем, что на их стенах впервые появлялись образы, которые потом тысячелетиями существовали в храмах и иконах: Христос во славе, деиисусный чин, святые воины, отцы церкви, праздники. Точно так же в метро появлялись основные иконографические типы социализма - рабочий, колхозница, воины, вождь, праздники,- которые потом тиражировались плакатами, картинами, открытками. Это главное хранилище коммунистической образности, воплощенной в вечных материалах.
Вместе это создает уникальное сочетание сакральности и публичности, соединяет форум и храм. Не каждая станция по отдельности, но метро-город в целом. И естественно, увековечивать его нужно так же. Бюрократическая логика, однако же, заключается в другом. Памятниками объявляются сооружения по мере. достижения ими нужного возраста - около 50 лет. Последние сталинские метростройки завершились как раз в год смерти вождя. К 2003 году все сталинское метро окажется под охраной государства. Правда, непонятно, что добавит этот статус режимным сооружениям, построенным в расчете на прямое попадание авиационной бомбы.


Что стало памятником:
"Новокузнецкая". Год открытия- 1943-й. Авторы проекта И. Таранов, Н. Быкова. Скульпторы Н. Томский, А. Зеленский, С. Рабинович, Н. Штамм. Художник А. Дейне-ка. "Автозаводская". Год открытия - 1943-й. Прежние названия: "Завод имени Сталина", "Завод имени Лихачева". Автор проекта А. Душкин. "Павелецкая". Год открытия- 1943-й. Авторы проекта С. Лященко, Е. Демченко. "Измайловский парк". Год открытия- 1944-й. Автор проекта Б. Виленский (при участии Л. Григорьева, Л. Шагуриной). Прежнее название: "Стадион народов". "Измайловская". Скульптор М. Манизер. "Семеновская". Год открытия- 1944-й. Авторы проекта С. Кравец, Б. Ахметьев. Скульпторы В. Мухина, Н. Венцель, художник 6. Лхметьее. "Электрозаводская". Год открытия -1944-й. Авторы проекта В. Гельфрейх, И. Рожин (при участии П. Капланского и Л. Шагуриной). Скульптор Г. Мотовилов. "Бауманская". Год открытия- 1944-й. Авторы проекта Б. Иофан, Ю. Зенкевич (при участии В. Пелевина). Панно В. Бородиченко, барельефы И. Рабинович. Скульптор В. Андреев.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: