RSS
28.12.2001

"Слава" и дело. Проекта "Большой Эрмитаж"

  • Архитектура
  • Объект

информация:

Сегодня последний день сдачи работ на объявленный тендер по технико-экономическому обоснованию для получения кредита от Всемирного банка под проект "Большой Эрмитаж". О размере кредита директор музея Михаил Пиотровский предпочитает не говорить ("Слишком рано - пока вообще еще ничего нет!"), зато имена участников тендера говорят о многом. Вполне возможно, в одной из российских столиц скоро начнут работать по-настоящему знаменитые западные архитекторы

Проект "Большой Эрмитаж" - это создание единого пространства из зданий самого Зимнего дворца, восточного крыла Главного штаба (переданного музею несколько лет назад) и пока не принадлежащего музею здания на Миллионной, которое стоит между Зимним и Главным штабом и где пока размещаются различные городские учреждения. В будущем эти здания соединятся между собой переходами, во всех разместятся коллекции Эрмитажа (главный российский музей едва ли не чемпион по соотношению выставленного и скрытого: 5% на публике, остальное в фондах), будут проходить сменные выставки, а во вновь открытых пространствах появятся еще и современные музейные магазины, рестораны, кинозал, студенческий клуб - в общем, то, что существует уже давно в главных мировых "хранилищах искусства" от Лувра до Метрополитена.

Реставрация полуразрушенного крыла Главного штаба (здесь в бытность Петербурга столицей находились главные гражданские министерства: иностранных дел, финансов и т. д.)уже идет - основными инвесторами выступают город, Министерство культуры и холдинг "Интеррос". Но в полном масштабе проект требует огромных средств - отсюда и идея получения кредита от Всемирного банка.

В тендере помимо российских структур участвуют еще и фонд Соломона Гуггенхейма, и ателье архитектора Рэма Кулхааса. С крупнейшей в мире сетью музеев современного искусства - "Гуггенхеймом" - у Эрмитажа существует договор о долгосрочном сотрудничестве;

а месяц назад глава "Интерроса", генерального спонсора Эрмитажа, Владимир Потанин был принят в гуггенхеймовский попечительский совет, что сделало сотрудничество еще более тесным. Другой участник тендера, знаменитый голландский архитектор, лауреат всех главных мировых архитектурных премий Рэм Кулхаас, - человек, "Гуггенхейму" и Эрмитажу тоже не чуждый. Именно он построил в Лас-Вегасе очередной филиал музея Гуггенхейма и галерею "Эрмитаж - Гуггенхейм", которая, хотя и облицована целиком специальной сверхсовременной сталью, является репликой на галереи Зимнего дворца.

Как сказал "Ведомостям" Михаил Пиотровский, Кулхаас очень хотел бы заняться проектом "Большой Эрмитаж". С точки зрения самого Пиотровского, если это произойдет - результат может оказаться исключительно интересным. Ведь имевшие уже место в истории случаи, когда выдающиеся архитекторы-экспериментаторы были поставлены в жесточайшие рамки соблюдения традиций, приводили к блистательному успеху.

Пока же реставрация здания Главштаба вполне успешно ведется российскими специалистами. Помимо залов второго этажа, где уже развернута экспозиция "Под знаком орла. Искусство ампира", отреставрировано еще и помещение домовой церкви Министерства иностранных дел. (Деньги на эту реставрацию выделила член клуба друзей Эрмитажа американка Джейн Райсман, хотя ни русских кровей, ни связей ее семьи с Россией нс прослеживается.) В феврале будут открыты залы, куда перекочует проходящая сейчас в Москве на "Декабрьских вечерах" выставка французского искусства, а к июню должна быть закончена "галерея Гуггенхейма", где одна за другой пройдут уже "обкатанные" гуггенхеймовские экспозиции.

Если это произойдет - открытие петербургского филиала станет главным гуггенхеймовским проектом 2002 г.: из-за событий 11 сентября фонд вынужден не только провести сокращение штатов на 80 человек, но и урезать проекты. Пострадал не только главный, нью-йоркский, музей, но и открывшийся в октябре филиал в Лас-Вегасе: вместо 5000 посетителей в день, как рассчитывали (бизнес-план составлялся до катастрофы), приходит от 500 до 1000 человек.

Канун же нового года (и, кстати говоря, день рождения главы "Гуггенхейма" Томаса Кренца - 26 декабря) Эрмитаж отпраздновал открытием после реставрации стоящей на арке Главштаба колесницы Славы. Скульптура высотой 9,94 м, шириной 15,62 м, длиной 9,59 м была создана по эскизу архитектора Росси в 1828 г. и оказалась одним из самых "бесхозных" монументов Санкт-Петербурга. За всю свою историю она ремонтировалась лишь четырежды, да и то частично. Поэтому, когда фирма "Интарсия" провела обследование "Славы", результаты оказались устрашающими - и начались работы по реставрации (общая стоимость работ около $8 млн, инвесторы все те же: Минкульт, городские власти и "Интеррос"). С колесницы было снято 1,2 т ржавчины, более 10 т мусора, оказалось, кроме того, что сама бронзовая оболочка скульптур гораздо тоньше, чем должна быть согласно документации, поэтому "внутренности" коней и богини пришлось заполнить специальной пеной. Работы были уже закончены, когда 31 декабря 1999 г. праздничная осветительная ракета попала в защищавшее скульптуру деревянное покрытие (так называемый тепляк), начался пожар, почти целиком уничтоживший фигуру богини. Пришлось возобновить реставрацию и ждать открытия колесницы еще целый год. Зато Михаил Пиотровский добился того, что теперь в районе Дворцовой площади петарды и прочая пиротехника строжайше запрещены.

Комментарии
comments powered by HyperComments