RSS
01.11.2011

Два меценатских проекта

  • Архитектура
  • Объект
Авторы комплекса «Набережная Европы» С. Чобан и Е. Герасимов у макета предстоящей застройки Авторы комплекса «Набережная Европы» С. Чобан и Е. Герасимов у макета предстоящей застройки

информация:

Этой весной одним из ярчайших событий в культурной жизни Северной столицы стала первая в своем роде выставка «Театральная архитектура Санкт-Петербурга». В творчестве зодчих нашего города последовательно развиваются идеи этого специфического направления. На протяжении трех с лишним веков определенным образом менялись приемы построения залов, упрощалась система ярусов, увеличивались размеры сценической коробки, усложнялось техническое оснащение зрелищных заведений. Представители каждого из стилистических направлений стремились к театрализации архитектурной среды выразительными средствами своего времени. Это был путь от строгих канонов к романтической устремленности и от прагматизма к свободе мышления, которая позволила переосмыслить привычные формы, сохранив в то же время функциональные особенности различных типов построек. Именно такой логике представления темы оказалась подчинена экспозиция в главном здании Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства на пл. Островского. В этих стенах, возведенных в первой половине XIX в. великим Карло Росси, вплоть до февраля 1917 г. располагалась Дирекция Императорских театров.

В подготовке выставки, проходившей с 18 февраля по 3 марта, музейному коллективу существенно помогли коллеги из ГМИСПб и НИМ РАХ. Однако отдельного упоминания заслуживает факт, что в качестве «локомотива» столь неординарной идеи и одновременно финансовым партнером ее воплощения выступило ЗАО «ВТБ-Девелопмент». На пресс-конференции, которая предваряла вернисаж, заместитель гендиректора этой компании Надежда Винник напомнила:
— Группа ВТБ традиционно поддерживает разнообразные проекты в области культуры и искусства, выступая меценатом для целого ряда художественных коллективов. В Петербурге, например, она является партнером Русского Музея, Филармонии, Мариинского театра, СПб ГХПА им. А. Л. Штиглица, поддерживает театральные фестивали «Балтийский дом» и «Дягилев постскриптум».

Что касается конкретно нашей компании, то, в числе прочего, она занимается развитием проекта «Набережная Европы», который финансирует Банк ВТБ. Доминантой здешней застройки, Банк ВТБ. Доминантой здешней застройки, как известно, должен стать Дворец Танца Бориса Эйфмана. Архитектурный замысел голландской мастерской UN Studio, воспринимается совершенно новаторским, отличается гибкостью и прозрачностью объемно-планировочного решения, выразительным и запоминающимся экстерьером.
Тем не менее, мы сообща стремились, чтобы будущее здание впитало в себя традиции и опыт театральной архитектуры нашего города, органично вписалось в историческое окружение и стало неотъемлемой частью площади.

Макет набережной с Дворцом, окруженный символическими колоннами, поместили в самом «сердце» основной выставочной площадки, тем самым отводя ему показательную роль примера новых авторских поисков. А вот устремленная к центру композиции Сильфида, по мнению организаторов выставки, должна была символизировать эфемерность театрального искусства, особенно ощутимую на фоне монументальности искусства архитектурного.

Процесс генезиса столь специфического среза петербургского зодчества нашел подробное отражение в экспозициях двух залов. Материалы, выставленные в одном из них, размером поменьше, целиком посвящались XVIII столетию, рассказывая о первых в Российской Империи настоящих театрах: Большом Каменном и Эрмитажном. Двум следующим векам и сегодняшнему дню отводился второй зал, где можно было познакомиться с проектными материалами, имеющими отношение зданиям Александринского, Мариинского и Михайловского театров, а также Капеллы, Консерватории и Филармонии. Будучи без преувеличения лучшими произведениями своего архитектурного жанра, они и поныне несут чрезвычайно важную градостроительную нагрузку, входя в число главных архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Достаточно любопытно на этом фоне воспринимались экспонаты, рассказывающие о частных театрах во дворцах и особняках, залах для концертов и постановок при крупнейших торговых домах, различных ДК, зрелищных заведениях в садах, парках и переоборудованных жилых зданиях.

С совместной подачи руководства музея и ВТБ-Девелопмент концепция такой организации выставочного пространства была доведена до воплощения в персональной мастерской арх. Бориса Бейдера. Этот мастер превосходно известен читателям «АРДИС» как создатель образа нового здания Театра Буфф и разработчик реализованного по нему решения на пр. Шаумяна (2009 г.), а также по целому ряду интересных мемориальных проектов и музейных интерьеров в нашем городе.

К началу работы выставки был приурочен выход в свет одноименного иллюстрированного альбома. Выяснилось, что большая часть статей книги была написана другим нашим постоянным автором — Тамарой Николаевой. Кроме того, под ее научной редакцией готовились все три исторических раздела. Встала у истоков идеи, взяв на себя расходы по ее воплощению, опять же компания «ВТБ-Девелопмент». Презентуя будущий бестселлер, замдиректора по развитию Музея театрального и музыкального искусства Наталья Феофанова, руководившая издательским проектом, подчеркнула:
— Альбом готовился на основе глубокого изучения документальных и литературных источников, в которых прослеживается развитие театральной архитектуры нашего города на протяжении XVIII-XXI веков. Ярко иллюстрируют тему более 200 изображений из музеев и архивов, причем некоторые материалы, а среди них — рисунок здания Консерватории В. В. Николя, проект перестройки Большого (Каменного) театра Н. Л. Бенуа и др., публикуются впервые.
Новая книга, наряду с общими вопросами зарождения театра, отражает тематику взаимовлияния эволюционных процессов отечественной и западноевропейской архитектуры.


Новаторские поиски русских зодчих в этом направлении никогда не прерывались, традиции их практики передавались по наследству, что совсем не исключало современного прочтения темы и совершения удивительных метаморфоз.

До сих пор было издано не так много серьезных исследований в области театральной архитектуры Санкт-Петербурга, доступных широкому кругу читателей. В этой связи особенно важно, что в ЗАО «ВТБ-Девелопмент» нашли возможность поддержать и этот проект. Петербург начинался не с театра, однако он продолжает существовать и созидать себя как театральный город мира.
Комментарии
comments powered by HyperComments

книги: