Выставка «Театральная архитектура Санкт-Петербурга» организована по инициативе компании ЗАО «ВТБ-Девелопмент», разработана и подготовлена Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства при участии художника Б.Бейдера. В выставке приняли участие Научно-исследовательский музей при Российской Академии Художеств, Музей истории Санкт-Петербурга, Театр Бориса Эйфмана. В творчестве зодчих Петербурга–Ленинграда на протяжении веков последовательно развивались идеи театральной архитектуры. Менялись приемы построения залов, упрощалась система ярусов, увеличивались размеры сценической коробки, усложнялось техническое оснащение театров. Представители каждого из стилистических направлений стремились к театрализации архитектурной среды выразительными средствами своего времени. Это был путь от строгих канонов к романтической устремленности, от прагматизма к свободе мышления, продолжающей обеспечивать функциональные особенности различных типов театральных построек. На выставке развитие театральной архитектуры показано в двух залах. Первый зал посвящен XVIII веку и рассказывает о первых театрах: Большом Петербургском Каменном и Эрмитажном. Во втором зале, посвященном XIX–XX векам, представлены материалы лучших театральных зданий того времени, таких как Императорские Александринский, Мариинский, Михайловский театры, а также Капелла, Консерватория, Филармония, и поныне играющих важную градообразующую роль и формирующих архитектурный облик города. Частные театры во дворцах и особняках, театрально-концертные залы при крупнейших торговых домах, зрелищные заведения в садах и парках, театры в переоборудованных жилых зданиях, дворцы и дома культуры хранят отзвук разных театральных эпох. В центре зала, окруженный символическими колоннами, с устремленной к центру композиции Сильфидой, символизирующей эфемерность театрального искусства, расположен макет Дворца танцев на «Набережной Европы» – пример театральной архитектуры XXI века. Здание Дворца танцев, которое планируется построить к 2016 году по проекту голландского архитектурного бюро UNStudio, соединяет в себе самые актуальные тенденции мировой практики проектирования театров. Сверхдинамичная форма здания отличается гибкостью и прозрачностью архитектурно-планировочного решения и придает ему запоминающийся внешний вид. Новый театр органично встраивается в городское пространство и становится неотъемлемой частью площади. Публичная презентация проекта и обращение к этой интересной теме позволяет думать, что Петербург начинался не с театра, однако он продолжает существовать и созидать себя как театральная столица мира.