RSS
22.06.2011
Артур Токарев // , 22.06.2011

Конструктивизм Ростова-на-Дону в опасности!

  • Наследие

Речь идет о комплексе зданий Центральной Городской больницы №1 им. Н.А.Семашко (Пр. Ворошиловский, 105.), построенном архитекторами П.А.Голосовым, А.З.Гринбергом и Л.А.Ильиным в конце 1920-х гг.

Застройка бывшей областной больницы – уникальный и единственный пример зрелого конструктивизма в Ростове-на-Дону. Авторы проекта – знаменитые столичные архитекторы Пантелеймон Александрович Голосов, Александр Зиновьевич Гринберг, Лев Александрович Ильин. Историко-культурная ценность объекта подтверждена многочисленными исследованиями и публикациями в местной и центральной прессе. Уникальность архитектуры советского конструктивизма признана во всем мире. Но не в своем отечестве. Редкие сохранившиеся объекты этого периода, в число которых входит комплекс корпусов Городской больницы в Ростове-на-Дону, зачастую находятся под угрозой уничтожения

Об этом архитектурном ансамбле можно сказать так – пространство конструктивизма, выпущенное на свободу. Под больницу был отведен участок в 12 га ближе к окраине города в конце Ворошиловского проспекта. На свободной территории архитекторы получили возможность ориентироваться только на функциональную программу, разработанную ведущими клиницистами. Огромная территория, отсутствие какой-либо застройки позволяли реализовать функциональный метод в полной мере. Чем авторы и воспользовались.

В 1927 г. состоялся закрытый конкурс проектов на постройку окружной больницы в Ростове-на-Дону. Жюри присудило разделить премию поровну между архитекторами Пантелеймоном Александровичем Голосовым и Александром Зиновьевичем Гринбергом. Авторам премированных проектов поручалась разработка окончательного проекта. За основу генерального плана больницы было принято проектное предложение Льва Александровича Ильина.

Генеральный план в проекте Льва Ильина представлял собой почти симметричную композицию с центральной осью, ориентированной на проспект. По центральной оси осуществлялся главный вход на территорию больницы. Планировочное решение больницы характеризует павильонный тип планировочной структуры. Главный корпус, хирургическое отделение, институт физиотерапии, ортопедический, нервный и терапевтический корпуса в проекте предусматривалось соединить между собой темными переходами на уровне второго этажа. В процессе реализации произошел ряд изменений в сравнении с первоначальными конкурсными проектами.

И Пантелеймон Голосов и Александр Гринберг во второй половине 1920-х гг. выступали с позиций конструктивизма. Это нашло отражение, как в конкурсных проектах, так и в осуществленных корпусах. Корпуса областной больницы в настоящее время являются редкими примерами сохранившихся конструктивистских зданий, выстроенных в Ростове-на-Дону по проектам ведущих столичных архитекторов.

В настоящее время охранный статус больничного комплекса – выявленный объект (приказ Министерства культуры Ростовской области № 219.1 от 25.05.2007), то есть по закону здания должны реставрироваться, а текущий ремонт проводиться без внесения изменений в облик и пропорции как фасадов, так и интерьеров. Естественно, что присвоение статуса памятника процесс трудный, однако аргументация была очевидной и весомой – авторство, подлинность, размеры, градостроительное значение и сохранность комплекса, относящегося к ярчайшему периоду истории отечественной архитектуры. Статус памятника присвоен всему комплексу больницы, а это значит, что и лечебные корпуса и хозяйственные постройки должны сохраняться, но из этого не следует, что больница не может оснащаться новейшим оборудованием.

Сегодня больничному комплексу угрожает «реконструкции». Именно угрожает! Обыватель может подумать, «реконструкция» это же хорошо, стены-то растрескались, давно пора… У студента архитектурного института в сознании сразу шевельнется: «реконструкция» и «реставрация» – это не одно и то же. Что кроется под термином «реконструкция» в данном случае? Институтом Ростовгражданпроект на основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.04.2009г. № 54.3 разработан проект кардинальной реконструкции больничного комплекса с частичным сносом корпусов. В частности, вместо центрального корпуса, самого яркого по архитектуре, планируется возвести два корпуса в 9 и 12 этажей соответственно. Для двухэтажного больничного комплекса такое вмешательство будет означать полную пространственную деградацию. Уникальному комплексу будет нанесен непоправимый урон.

До начала бульдозерных работ осталось совсем немного. Руководство больницы обратилось с убедительной просьбой к министерству культуры Ростовской области вывести 3 корпуса больницы (№ 3, 4, 5 по генплану, а всего их более десяти) из реестра в связи «с началом строительных работ». Руководство больницы оперирует тем, что мол «плотность застройки в центре города высока и отсутствие свободного земельного пятна под строительство не позволяет размещение корпусов в другом месте». Однако на генплане больницы видно, что почти половина ее территории (около пяти гектар!), обращенной в сторону переулка Семашко практически не застроена.

Только чудесное избавление может спасти больницу. Но заслуживаем ли мы этого чуда, если немалая часть архитектурного сообщества Ростова на протяжении последних лет принимает участие в проектах уничтожения памятников конструктивизма.
Генеральный план больницы. Проект Льва Ильина
Генеральный план больницы. Проект Льва Ильина
Современный генплан. Красным выделены корпуса 1920х годов. Оранжевым показана территория памятника.
Современный генплан. Красным выделены корпуса 1920х годов. Оранжевым показана территория памятника.
Красным показаны корпуса, снимаемые с охраны. Спутниковый снимок Google.
Красным показаны корпуса, снимаемые с охраны. Спутниковый снимок Google.
Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

статьи на эту тему: