22.07.2000
Анна Гарднер //
Коммерсантъ, 22.07.2000
В Москве стало семью памятниками больше. Их достали из-под земли
- Наследие
Вчера правительство Москвы приняло решение о включении в государственный список памятников истории и культуры станций Московского метрополитена, сооруженных в годы Великой Отечественной войны.
До сегодняшнего дня в памятники истории и культуры входили только станции первой и второй линий. Решение московского правительства расширяет список на семь станций (см. справку). С точки зрения художественной логики - это решение странное. С точки зрения бюрократической - вполне естественное.
Признаем сразу, некоторые основания для того, чтобы выделить семь военных станций в отдельную группу, имеются. Историческое основание налицо - станции пускались в годы войны. Нельзя сказать, что в годы войны в Москве увеличились метроперевозки - станции пускали из идеологических соображений. Руководство страны доказывало народу, да и себе тоже, что победа будет за нами. Но сказать, что это существенно сказалось на их архитектуре, невозможно. Все московское метро сталинского времени носит триумфальный характер, и все оно доказывало руководству, что победа будет (или уже была) за ними.
Проекты этих станций готовились в 1937-1938 годах, когда основной тип станции был твердо выработан. Это гигантские залы (в среднем в полтора раза больше довоенных), художественное решение которых отличалось, с одной стороны, жесткой и легкой геометрией, так что пространство станции читалось целиком, а с другой - особо роскошным убранством. Великий советский архитектор Жолтовский рекомендует следующий способ решения декора:
"То, что повернуто к человеку, должно быть дано сильно и богато". Так станции и строили - "Архитектура СССР" с гордостью сообщает о "неуклонном росте применения мрамора", в убранстве использовались едва ли не полудрагоценные камни, добытые советскими каторжниками (сегодняшние реставраторы метро зачастую не могут найти аналогичных сортов из-за секретности забытых лагерных карьеров).
Правда, в декоративном плане семь военных станций дорабатывались в военное время, включив сюжеты времен Великой Отечественной (как статуя Зои Космодемьянской на "Измайловском парке"). Таких сюжетов много и на послевоенных станциях, но там больше салютов и парадов, а здесь - партизанское движение. Этим их специфика по сравнению с остальными станциями исчерпывается. Совершенно очевидно, что московское метро - это памятник целиком, а не по станциям той или иной очереди. Причем памятник грандиозной архитектурной силы.
Он соединяет в себе два разных образа. С одной стороны, московское метро - это
идеальный город сталинизма. Хотя Сталин предпринял огромные усилия для того, чтобы преобразовать Москву в столицу советской империи, тем не менее город все равно во многом не дотягивал до нужной величественности. Оставались какие-то лабазы, сараи, церковки, деревянные домики Замоскворечья - следы двухсот лет существования в роли провинциального города не удавалось уничтожить полностью. Метро - идеальный город, параллельный основной столице, и здесь величественность достигает нужной интенсивности. Это чреда площадей, заполненных не людьми, но массами, одна площадь перетекает в другую без зазоров, как один форум Рима в другой, и каждая из них поражает воображение размахом пространства и роскошью отделки.
С другой стороны, метро - это катакомбы коммунистической веры. В Риме существуют раннехристианские катакомбы, известные прежде всего тем, что на их стенах впервые появлялись образы, которые потом тысячелетиями существовали в храмах и иконах: Христос во славе, деиисусный чин, святые воины, отцы церкви, праздники. Точно так же в метро появлялись основные иконографические типы социализма - рабочий, колхозница, воины, вождь, праздники,- которые потом тиражировались плакатами, картинами, открытками. Это главное хранилище коммунистической образности, воплощенной в вечных материалах.
Вместе это создает уникальное сочетание сакральности и публичности, соединяет форум и храм. Не каждая станция по отдельности, но метро-город в целом. И естественно, увековечивать его нужно так же. Бюрократическая логика, однако же, заключается в другом. Памятниками объявляются сооружения по мере. достижения ими нужного возраста - около 50 лет. Последние сталинские метростройки завершились как раз в год смерти вождя. К 2003 году все сталинское метро окажется под охраной государства. Правда, непонятно, что добавит этот статус режимным сооружениям, построенным в расчете на прямое попадание авиационной бомбы.
Что стало памятником:
"Новокузнецкая". Год открытия- 1943-й. Авторы проекта И. Таранов, Н. Быкова. Скульпторы Н. Томский, А. Зеленский, С. Рабинович, Н. Штамм. Художник А. Дейне-ка. "Автозаводская". Год открытия - 1943-й. Прежние названия: "Завод имени Сталина", "Завод имени Лихачева". Автор проекта А. Душкин. "Павелецкая". Год открытия- 1943-й. Авторы проекта С. Лященко, Е. Демченко. "Измайловский парк". Год открытия- 1944-й. Автор проекта Б. Виленский (при участии Л. Григорьева, Л. Шагуриной). Прежнее название: "Стадион народов". "Измайловская". Скульптор М. Манизер. "Семеновская". Год открытия- 1944-й. Авторы проекта С. Кравец, Б. Ахметьев. Скульпторы В. Мухина, Н. Венцель, художник 6. Лхметьее. "Электрозаводская". Год открытия -1944-й. Авторы проекта В. Гельфрейх, И. Рожин (при участии П. Капланского и Л. Шагуриной). Скульптор Г. Мотовилов. "Бауманская". Год открытия- 1944-й. Авторы проекта Б. Иофан, Ю. Зенкевич (при участии В. Пелевина). Панно В. Бородиченко, барельефы И. Рабинович. Скульптор В. Андреев.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Признаем сразу, некоторые основания для того, чтобы выделить семь военных станций в отдельную группу, имеются. Историческое основание налицо - станции пускались в годы войны. Нельзя сказать, что в годы войны в Москве увеличились метроперевозки - станции пускали из идеологических соображений. Руководство страны доказывало народу, да и себе тоже, что победа будет за нами. Но сказать, что это существенно сказалось на их архитектуре, невозможно. Все московское метро сталинского времени носит триумфальный характер, и все оно доказывало руководству, что победа будет (или уже была) за ними.
Проекты этих станций готовились в 1937-1938 годах, когда основной тип станции был твердо выработан. Это гигантские залы (в среднем в полтора раза больше довоенных), художественное решение которых отличалось, с одной стороны, жесткой и легкой геометрией, так что пространство станции читалось целиком, а с другой - особо роскошным убранством. Великий советский архитектор Жолтовский рекомендует следующий способ решения декора:
"То, что повернуто к человеку, должно быть дано сильно и богато". Так станции и строили - "Архитектура СССР" с гордостью сообщает о "неуклонном росте применения мрамора", в убранстве использовались едва ли не полудрагоценные камни, добытые советскими каторжниками (сегодняшние реставраторы метро зачастую не могут найти аналогичных сортов из-за секретности забытых лагерных карьеров).
Правда, в декоративном плане семь военных станций дорабатывались в военное время, включив сюжеты времен Великой Отечественной (как статуя Зои Космодемьянской на "Измайловском парке"). Таких сюжетов много и на послевоенных станциях, но там больше салютов и парадов, а здесь - партизанское движение. Этим их специфика по сравнению с остальными станциями исчерпывается. Совершенно очевидно, что московское метро - это памятник целиком, а не по станциям той или иной очереди. Причем памятник грандиозной архитектурной силы.
Он соединяет в себе два разных образа. С одной стороны, московское метро - это
идеальный город сталинизма. Хотя Сталин предпринял огромные усилия для того, чтобы преобразовать Москву в столицу советской империи, тем не менее город все равно во многом не дотягивал до нужной величественности. Оставались какие-то лабазы, сараи, церковки, деревянные домики Замоскворечья - следы двухсот лет существования в роли провинциального города не удавалось уничтожить полностью. Метро - идеальный город, параллельный основной столице, и здесь величественность достигает нужной интенсивности. Это чреда площадей, заполненных не людьми, но массами, одна площадь перетекает в другую без зазоров, как один форум Рима в другой, и каждая из них поражает воображение размахом пространства и роскошью отделки.
С другой стороны, метро - это катакомбы коммунистической веры. В Риме существуют раннехристианские катакомбы, известные прежде всего тем, что на их стенах впервые появлялись образы, которые потом тысячелетиями существовали в храмах и иконах: Христос во славе, деиисусный чин, святые воины, отцы церкви, праздники. Точно так же в метро появлялись основные иконографические типы социализма - рабочий, колхозница, воины, вождь, праздники,- которые потом тиражировались плакатами, картинами, открытками. Это главное хранилище коммунистической образности, воплощенной в вечных материалах.
Вместе это создает уникальное сочетание сакральности и публичности, соединяет форум и храм. Не каждая станция по отдельности, но метро-город в целом. И естественно, увековечивать его нужно так же. Бюрократическая логика, однако же, заключается в другом. Памятниками объявляются сооружения по мере. достижения ими нужного возраста - около 50 лет. Последние сталинские метростройки завершились как раз в год смерти вождя. К 2003 году все сталинское метро окажется под охраной государства. Правда, непонятно, что добавит этот статус режимным сооружениям, построенным в расчете на прямое попадание авиационной бомбы.
Что стало памятником:
"Новокузнецкая". Год открытия- 1943-й. Авторы проекта И. Таранов, Н. Быкова. Скульпторы Н. Томский, А. Зеленский, С. Рабинович, Н. Штамм. Художник А. Дейне-ка. "Автозаводская". Год открытия - 1943-й. Прежние названия: "Завод имени Сталина", "Завод имени Лихачева". Автор проекта А. Душкин. "Павелецкая". Год открытия- 1943-й. Авторы проекта С. Лященко, Е. Демченко. "Измайловский парк". Год открытия- 1944-й. Автор проекта Б. Виленский (при участии Л. Григорьева, Л. Шагуриной). Прежнее название: "Стадион народов". "Измайловская". Скульптор М. Манизер. "Семеновская". Год открытия- 1944-й. Авторы проекта С. Кравец, Б. Ахметьев. Скульпторы В. Мухина, Н. Венцель, художник 6. Лхметьее. "Электрозаводская". Год открытия -1944-й. Авторы проекта В. Гельфрейх, И. Рожин (при участии П. Капланского и Л. Шагуриной). Скульптор Г. Мотовилов. "Бауманская". Год открытия- 1944-й. Авторы проекта Б. Иофан, Ю. Зенкевич (при участии В. Пелевина). Панно В. Бородиченко, барельефы И. Рабинович. Скульптор В. Андреев.
тема:
Московское метро