17.10.2000

Храмоздатели столкнулись в Большом театре

  • Реставрация

информация:

Большой театр сменил заказчика реконструкции. Премьер-министр России Михаил Касьянов вчера подписал распоряжение, по которому заказчиком теперь является Госстрой РФ, который сменяет в этой функции Московский строительный комплекс. Комиссию по реконструкции вместо вице-премьера Матвиенко будет возглавлять министр Михаил Швыдкой.

Внешне смена заказчика - вопрос хозяйственный. Заказчик в данном случае не тот, кто платит свои деньги, а тот, кто расходует государственные. Ранее бюджетные деньги на реставрацию шли через через московское правительство, теперь пойдут через Госстрой.

Вряд ли можно сказать, что министр Швыдкой существенно переиграл вице-премьера Матвиенко, хотя, безусловно, повышение своего реального веса в правительственной команде Швыдкой продемонстрировал. Министр же Госстроя Анвар Шамузафаров переиграл вице-премьера московского правительства Владимира Ресина всерьез. Во-первых, бюджетные средства ушли с московских счетов. Во-вторых, ранее московский строительный комплекс выполнял одновременно функции и заказчика, и подрядчика реконструкции - то есть сам у себя принимал работу. Такая схема действовала на всех московских объектах, и мощь московского строительного бума 90-х ясно демонстрирует, насколько же это был выгодный бизнес. Теперь его сломали.

Госстрой может праздновать победу - тем более сладкую, что ранее его отношение к московскому строительному комплексу было далеко от отношений начальника и подчиненного. Во время кириенковской реформы правительства, когда Госстрой был временно расформирован, экс-министр Ефим Басин пошел к господину Ресину заместителем. Яснее продемонстрировать соотношение сил двух структур невозможно.

Нынешняя история со сменой заказчика как будто должна исчерпываться отношениями чиновников. Однако каждый чиновник такого уровня - это человек-оркестр. Перенос функций заказчика спровоцировал , не то чтобы смену всей системы сдержек и противовесов, которые существовали на реконструкции в Большом, но попытки ее сменить.

Определен новый заказчик - под это дело можно попытаться заново определить, кто будет исполнять заказ. На сегодняшний день генеральным проектировщиком является институт "Курортпроект", победивший два года назад в тендере. Однако на пресс-конференции в Минкульте вопрос о проекте реконструкции был освещен нарочито туманно. Господин Швыдкой сказал о существовании "двух проектов, подготовленных отечественными специалистами", что можно было трактовать как намерение пересмотреть итоги тендера.

Распоряжению Касьянова предшествовало расширенное заседание в Большом, которое проводил директор ГАБТ Анатолий Иксанов. На нем столкнулись два старых специалиста по реконструкции и реставрации. Одним из них был Алексей Денисов, в свое время главный архитектор храма Христа Спасителя, "съеденный" на этом посту Зурабом Церетели. Денисов сегодня представляет Центральные научно-производственные реставрационные мастерские (ЦНПРМ) при Министерстве культуры РФ. Эта организация работала на восстановлении Большого Кремлевского дворца и теперь сидит без работы. Большой театр для нее - очень интересный объект.

А вторым как раз был сам Зураб Церетели. Его Академия художеств тоже закончила реконструкцию большого объекта - ХХС, и ей теперь тоже нечего делать. Она тоже заинтересована в судьбах Большого театра. При этом съесть господина Денисова на федеральной почве господину Церетели несколько сложнее, чем на московской. Комиссию по реконструкции теперь возглавляет господин Швыдкой, и это означает, что мастерские Минкульта здесь более желанная организация, чем академия, которая Минкульту не подчиняется.

Господин Денисов в истории смены заказчика, собственно, собирался не быть съеденным, а, наоборот, съесть. Объектом его аппетита был не господин Церетели, а господин Хазанов, главный архитектор "Курортпроекта". Проект Михаила Хазанова, выигравший на тендере, предполагает существенные строительные работы в Большом. Реставраторы здесь играют подчиненную роль. Господин Денисов отстаивает позицию, при которой памятник должен быть полностью реконструирован в первоначальном виде, что переводит основные деньги на хорошо освоенные в процессе реконструкции Большого Кремлевского дворца декорационные работы. Однако идея восстановления первоначального образа театра, сулящая большие денежные перспективы по золочению стукового декора, входит в клинч с тем, что в театре надо осуществлять какие-то постановки. В первоначальном виде Большой был театром провинциального города Москвы (столица - в Петербурге) с небольшой труппой и зрительным залом, рассчитанным на господ московских дворян. Министр Швыдкой, хотя и должен поддерживать свои мастерские, обязан заботиться и о театре, который тоже принадлежит теперь его ведомству.

В этой ситуации Зураб Церетели оказался тем шахом, который не позволяет излишне активному коню перейти в наступление. Пока никто никого съесть не смог. В свое время "Курортпроект" выиграл тендер каким-то чудом: там столкнулись крупные хищники в виде "Мабетекса" и "Мерката" и друг друга съели. То же самое повторяется и сегодня. "Курортпроект" чудом сохранил свои позиции.

Однако ресурсы наступлений сохраняются. Идея реконструкции Большого, к несчастью, изначально незаконна. По Закону об охране памятников на памятнике запрещены любые работы, кроме реставрации, но чистая реставрация невозможна из-за описанных проблем с функцией. Посему на каждом этапе реализации проекта можно заново собирать совещание и опять начинать процесс поедания друг друга. Так что министру Шамузафарову придется руководить интереснейшим каннибальским процессом, хотя злые языки поговаривают, что его самого собираются в скором времени съесть.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: