RSS
06.02.2003
Григорий Ревзин // Коммерсантъ, 06.02.2003, №20, 6 февраля 2003

Искусство ставить диван. В Москве открылась неделя декора

  • Дизайн
  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

В Новом Манеже открылась Неделя декора. Лучшие декораторы России обозначили, во-первых, что они есть, во-вторых, что они много ездят в разные страны. Комментирует Григорий Ревзин.

Неделя декора - детище журнала "Мезонин", она уже третья, и с каждой следующей неделей сердце все больше радуется процветанию коллег. Первую и вторую неделю проводили в Музее декоративно-прикладного искусства, а теперь переместились в Новый Манеж. Посольства разных стран любят здесь устраивать выставки иностранно-российской дружбы, так что место гораздо более престижное и стоит немалых денег.

Неделя декора-выставка, где известные российские декораторы интерьера представляют стенды, оформленные как комнаты, иногда ванные, иногда гостиные, иногда спальни. В этом деле изначально есть элемент двойственности: с одной стороны, декорация интерьера - до некоторой степени искусство, то есть предполагается, что декоратор создает своего рода образ, с другой - дорогой фон для светской жизни. Первое более прекрасно, второе - более привлекательно с точки зрения бизнеса. В этот раз в связи с общим улучшением статуса выставки с искусством стало негусто, зато дух преуспеяния разлился необычайно. В Новом Манеже было не протолкнуться от разнообразных знаменитых и неизвестных богатых людей, взиравших на стенды с понятным удовлетворением домовитости - у меня, дескать, дома не хуже этого.

В этот раз жанр выставки назывался "Воспоминания о..." - каждый декоратор куда-то ездил и вспоминал интерьерами об этом событии. В редких случаях действительно что-то удается. Мария Якушкина создала образ английской спальни, который не только опознается, но даже выглядит несколько сгущенным хорошим рассказчиком, который, знаете, глубоким и даже немного сдобным от восторга голосом говорит: "Захожу я к ней в спальню, а там, вы себе не представляете, цветочки, цветочки, даже тесно, как будто, знаете, в клумбу пришел". Алексей Бардаш создал, напротив, весьма меланхолический образ - "Италия в пасмурный день", который благодаря графике Пиранези (и натуральной на стенах, и перенесенной на мебель) действительно выглядит несколько сумрачным воспоминанием об Италии. Автору, чувствуется, пришлось там довольно тяжело, но великолепная архитектура не стала от этого хуже, приобретя, быть может, только грустную бестелесность праха черных линий. Дмитрий Алексеев, напротив, съездил в Италию как-то более гедонистично - он вывез оттуда машину Mini, раскрашенную цветочками, а также воспоминания о многочисленных малоодетых женских образах, подобранных им на дорогах этой прекрасной страны. Кроме машины и образов там еще мебель из старых веток и пружин. Чувствуется, что кресла и кровати Италии милы ему даже несмотря на то, что при использовании они очень скрипели.

Вообще, рассказ о путешествии -жанр весьма распространенный, причем тут разделяются два принципиально противоположных типа путешественников. Попросту говоря, некоторые рассказывают, а некоторые показывают картинки. Каждый, кто хоть раз попадал в лапы вторых, знает, что это за мука. У меня был знакомый, который однажды из любви к родной стране и Чехову отправился на поезде на Сахалин - каждые полчаса он делал снимок из окна вагона, а потом показывал эту фотосессию, ограничиваясь скупыми комментариями: "Вот тайга... опять тайга... опять тайга",- и так шесть часов подряд. Шерри Донгия съездила в Париж и говорит: "Вот Париж". Анна Муравина выступает с репликой: "Вот Китай", Елена Шульга: "Вот Нью-Йорк", и так 20 стендов подряд. Когда я так подробно рассматривал тайгу, было ясно, что это тайга, и туда не хотелось. Вот точно также, поглядев на эти воспоминания, не хочется ни в Китай, ни в Нью-Йорк, ни в Париж.

Впрочем, ведь не для того же выставлено, чтобы туда заманить посетителей, для этого есть рекламные бюро. А тут Китай и Париж - повод для того, чтобы показать, что эти декораторы умеют расставить очень дорогую и иногда хорошую мебель, если вы ее себе приобрели с их помощью. Я ни в коем случае не хочу сказать, что декораторы интерьеров - ненужная или малохудожественная профессия, напротив, каждому, кто хоть раз пытался поставить в своей комнате диван, ведомо то мучительное чувство, что ты его поставил не на свое место и что лучше было бы переложить ответственность за его местоположение на кого-нибудь другого. Немного жаль, что, кроме этой готовности, принять на себя эту тяжелую ответственность большинство стендов ничего не демонстрируют. Но с другой стороны, чего же еще нужно? Дизайнерских идей? Искусства? Помилуйте, какое искусство. Главный вопрос спокойной и обеспеченной жизни - это куда ставить диван. Из демонстрации этих навыков трудно сделать интересную выставку, но можно собрать очень пристойную тусовку на вернисаже. Люди, уже определившиеся с главным диваном своей жизни, отличаются приятным незлобивым характером и устойчивыми навыками светского общения.
Комментарии
comments powered by HyperComments