13.02.2003
Григорий Ревзин //
Коммерсантъ, 13.02.2003
Ежегодный Михаил Посохин
- Награда
- Репортаж
- премия
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Виктор Быков; Михаил Посохин; Михаил Хазанов; Владимир Юдинцев -
мастерская:
ПТАМ Хазанова; Творческая мастерская архитектора Быкова
"Коммерсантъ" продолжает обсуждать список номинантов на Госпремию (см. Ъ от 5, 13 февраля). В области архитектуры с этим списком явно случилась какая-то накладка, по крайней мере с выдвижением в очередной раз Михаила Посохина.
С одной стороны, выдвинуто как-то исключительно много работ - 11 штук (в прошлом году было только 3). С другой стороны, какие-то исключительно старые работы. Скажем, архитектор Владимир Юдинцев с жилым домом на улице Хачатуряна в Москве. Этот дом получил премию "Хрустальный Дедал" аж в сентябре 2001 года. Или архитектор Михаил Хазанов с мемориальным комплексом "Катынь". Эта работа получила премию "Золотое сечение" вообще в мае 2001 года. Или нижегородский архитектор Виктор Быков с деловым центром на Октябрьской площади в Нижнем. Он получил первое место в рейтинге нижегородской архитектуры (там каждый год проводят опросы экспертов и жителей на предмет поиска лучшего здания) по итогам аж 2000 года!
Я беру только работы, получившие высшие награды профессиональных конкурсов, которые проходили с тех пор уже даже не раз. Совершенно непонятно, отчего произошла такая задержка и вместо того, чтобы получить премии в прошлом году, они только сейчас выдвинуты. А где, спрашивается, лауреаты этого года, скажем, Андрей Боков и Дмитрий Буш со стадионом "Локомотив"?
Это с одной стороны. А с другой стороны, среди выдвинутых в этом году есть такая позиция: "Посохин М. М.- руководитель авторского коллектива, архитектор, Солопов Д. С., Алтабаева Л. В., Иванова Л. А., Шишков А. В.- архитекторы, Калинин Л. Д., Неклюдов Б. П.-- художники. Зал церковных соборов храма Христа Спасителя в г. Москве". Те же самые люди, вплоть до Неклюдова, за то же самое и той же организацией - Российской академией архитектуры и строительных наук -- выдвигались в прошлом году.
Можно понять РААСН, которая опять выдвигает Михаила Посохина. Дело в том, что Академия архитектуры сидит в здании Совета федерации, в пристройке, а Совету федерации это чуждо. А в институте Посохина, "Моспроекте-2", готовится (уже который год) проект реконструкции этого здания, и от него зависит, будет РААСН и дальше сидеть на Дмитровке или не будет. Они который год пытаются принять Михаила Посохина в академики, чтобы застраховаться от переезда. Но это крайне трудная процедура, потому что там предусмотрено тайное голосование академиков, и они все время голосуют не как надо, хотя президиум уж всем и каждому растолковал, в чем дело, даже до корреспондента Ъ дошло. Но знаете, как это бывает, пожилые академики, самодуры -- не пропихивается. Поэтому президиум академии вынужден искать какие-то другие пути, отчего и происходит постоянное выдвижение на премию.
Но невозможно допустить, чтобы президиум Академии архитектуры был бы столь неизобретателен. Они могли бы выдвинуть Михаила Посохина за что-нибудь другое. В этом году он, например, получил "Хрустального Дедала" за многолетнюю работу над комплексом "Сити" - его бы можно было с этим двинуть. Он выдвигался и за весь "Сити", и еще отдельно за центральную часть - не хотите за все, можно было двинуть за центральную часть. У него есть комплексная концепция перестройки всего Замоскворечья - эффектный, хотя уже и запылившийся макет. По такому случаю можно было бы и пропылесосить. Да и в храме, в конце концов, не все сошлось на этом ужасном зале церковных соборов. Правда, за основной храм Михаила Посохина выдвигали еще в былые годы и тоже прокатили, но там есть удобная парковка, комната отдыха церкперсонала, еще разные другие вещи. В конце концов, почему бы его не выдвинуть за прилегающее к храму пространство? Тут тебе и лестницы, и площадки, и остановка троллейбусов. Нет, я не верю, чтобы академики, среди которых опытнейшие царедворцы, члены самых разных жюри и комиссий, не смогли разрулить эту ситуацию. Я думаю, произошло другое.
Видимо, в прошлом году приключилась какая-то канцелярская затыка - например, заел принтер, и в комиссию по премиям случайно поступил список из трех позиций, кончавшийся Посохиным. А в этом году компьютер отвис и выдал тех номинантов, которые должны были пройти еще в прошлом году,-- Юдинцева, Хазанова, Быкова и других, а потом еще и тех, которые дополнительно выдвинулись в этом году. Потому что другого объяснения у меня нет.
А что происходит из-за этого отставания, видно, скажем, на примере Михаила Хазанова. И его мемориального комплекса в Катыни. Это действительно выдающаяся вещь, но она была создана в другую, так сказать, эпоху. Проект состоит из двух очередей, и собственно на премию выдвинута первая часть. А про вторую очередь министр культуры РФ Михаил Швыдкой, по неофициальным данным, сказал, что сейчас, наверное, ее не время строить. Оно и понятно: покаятельная эпоха закончилась, и сейчас вспоминать про зверства органов НКВД что над польскими офицерами, что над своими гражданами как-то некстати. А между тем Михаил Хазанов и реконструирует Большой театр, и выиграл конкурс на "Сити", его есть теперь за что премировать вне этой щекотливой ситуации, а тут опять выплывает, что именно он акцентировал гигантскую коллективную могилу, устроенную нашими органами. Это вопрос не художественный, а политический. Ведь люди могут обидеться!
И гложет сомнение. Может, это и не престижнейшая премия, если с ней так получается? Может, это и не важнейшее из искусств? Из года в год неведомо где какой-то принтер уныло стрекочет: "Список соискателей... Архитектура... Посохин Михаил Михайлович, рук. авторского коллектива... нижний храм... храм... зал... парковка... прилегающая территория..." Каждый год ему за это не дают и гордятся принципиальностью. Но со стороны как-то это не производит впечатления важнейшего художественного события. У меня даже подозрение, что принтер этот матричный, и компьютер, к которому он крепится, двести восемьдесят шестой, пыльный, и если увидеть все это воочию, то возникнет ощущение прямо-таки отстоя. Надо что-то менять. Наверное, принтер.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Я беру только работы, получившие высшие награды профессиональных конкурсов, которые проходили с тех пор уже даже не раз. Совершенно непонятно, отчего произошла такая задержка и вместо того, чтобы получить премии в прошлом году, они только сейчас выдвинуты. А где, спрашивается, лауреаты этого года, скажем, Андрей Боков и Дмитрий Буш со стадионом "Локомотив"?
Это с одной стороны. А с другой стороны, среди выдвинутых в этом году есть такая позиция: "Посохин М. М.- руководитель авторского коллектива, архитектор, Солопов Д. С., Алтабаева Л. В., Иванова Л. А., Шишков А. В.- архитекторы, Калинин Л. Д., Неклюдов Б. П.-- художники. Зал церковных соборов храма Христа Спасителя в г. Москве". Те же самые люди, вплоть до Неклюдова, за то же самое и той же организацией - Российской академией архитектуры и строительных наук -- выдвигались в прошлом году.
Можно понять РААСН, которая опять выдвигает Михаила Посохина. Дело в том, что Академия архитектуры сидит в здании Совета федерации, в пристройке, а Совету федерации это чуждо. А в институте Посохина, "Моспроекте-2", готовится (уже который год) проект реконструкции этого здания, и от него зависит, будет РААСН и дальше сидеть на Дмитровке или не будет. Они который год пытаются принять Михаила Посохина в академики, чтобы застраховаться от переезда. Но это крайне трудная процедура, потому что там предусмотрено тайное голосование академиков, и они все время голосуют не как надо, хотя президиум уж всем и каждому растолковал, в чем дело, даже до корреспондента Ъ дошло. Но знаете, как это бывает, пожилые академики, самодуры -- не пропихивается. Поэтому президиум академии вынужден искать какие-то другие пути, отчего и происходит постоянное выдвижение на премию.
Но невозможно допустить, чтобы президиум Академии архитектуры был бы столь неизобретателен. Они могли бы выдвинуть Михаила Посохина за что-нибудь другое. В этом году он, например, получил "Хрустального Дедала" за многолетнюю работу над комплексом "Сити" - его бы можно было с этим двинуть. Он выдвигался и за весь "Сити", и еще отдельно за центральную часть - не хотите за все, можно было двинуть за центральную часть. У него есть комплексная концепция перестройки всего Замоскворечья - эффектный, хотя уже и запылившийся макет. По такому случаю можно было бы и пропылесосить. Да и в храме, в конце концов, не все сошлось на этом ужасном зале церковных соборов. Правда, за основной храм Михаила Посохина выдвигали еще в былые годы и тоже прокатили, но там есть удобная парковка, комната отдыха церкперсонала, еще разные другие вещи. В конце концов, почему бы его не выдвинуть за прилегающее к храму пространство? Тут тебе и лестницы, и площадки, и остановка троллейбусов. Нет, я не верю, чтобы академики, среди которых опытнейшие царедворцы, члены самых разных жюри и комиссий, не смогли разрулить эту ситуацию. Я думаю, произошло другое.
Видимо, в прошлом году приключилась какая-то канцелярская затыка - например, заел принтер, и в комиссию по премиям случайно поступил список из трех позиций, кончавшийся Посохиным. А в этом году компьютер отвис и выдал тех номинантов, которые должны были пройти еще в прошлом году,-- Юдинцева, Хазанова, Быкова и других, а потом еще и тех, которые дополнительно выдвинулись в этом году. Потому что другого объяснения у меня нет.
А что происходит из-за этого отставания, видно, скажем, на примере Михаила Хазанова. И его мемориального комплекса в Катыни. Это действительно выдающаяся вещь, но она была создана в другую, так сказать, эпоху. Проект состоит из двух очередей, и собственно на премию выдвинута первая часть. А про вторую очередь министр культуры РФ Михаил Швыдкой, по неофициальным данным, сказал, что сейчас, наверное, ее не время строить. Оно и понятно: покаятельная эпоха закончилась, и сейчас вспоминать про зверства органов НКВД что над польскими офицерами, что над своими гражданами как-то некстати. А между тем Михаил Хазанов и реконструирует Большой театр, и выиграл конкурс на "Сити", его есть теперь за что премировать вне этой щекотливой ситуации, а тут опять выплывает, что именно он акцентировал гигантскую коллективную могилу, устроенную нашими органами. Это вопрос не художественный, а политический. Ведь люди могут обидеться!
И гложет сомнение. Может, это и не престижнейшая премия, если с ней так получается? Может, это и не важнейшее из искусств? Из года в год неведомо где какой-то принтер уныло стрекочет: "Список соискателей... Архитектура... Посохин Михаил Михайлович, рук. авторского коллектива... нижний храм... храм... зал... парковка... прилегающая территория..." Каждый год ему за это не дают и гордятся принципиальностью. Но со стороны как-то это не производит впечатления важнейшего художественного события. У меня даже подозрение, что принтер этот матричный, и компьютер, к которому он крепится, двести восемьдесят шестой, пыльный, и если увидеть все это воочию, то возникнет ощущение прямо-таки отстоя. Надо что-то менять. Наверное, принтер.