19.11.2003
Григорий Ревзин //
Коммерсантъ, 19.11.2003
Студенты расселяют знаменитостей
- Репортаж
- конкурс
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Станислав Горшунов
Вчера в московской галерее бутика James состоялся финал конкурса «Дом для звезды». Этот конкурс проводился как спецпрограмма национальной премией «Архип», которую вручат сегодня (об этом в завтрашнем „Ъ"). Суть конкурса — проектирование домов для девяти выбранных журналом «Салон» звезд. Победил дом для Леонида Парфенова, спроектированный студентами Нижегородского строительного института Станиславом Горшуновым и Людмилой Киселевой.
Интерес в результатах этого конкурса представляют две вещи. Во-первых, какие именно звезды любимы российским студенчеством, во-вторых, как студенты представляют этих звезд. Одна звезда оказалась ложной. Если кто и спроектировал дом для Владимира Познера, то, видимо, это оказалось туфтой, и жюри не пропустило строение на финальную выставку. Чемпионами симпатий у нас являются две звезды — Леонид Парфенов и Рената Литвинова. В финал прошло по три их дома. Остальным повезло меньше, они получили по одному.
Московские студенты относятся к звездам без особой симпатии. За исключением занявшего второе место дома для Константина Райкина, все остальные проекты не из Москвы. Господину Парфенову дом проектировали нижегородцы, госпоже Литвиновой — уральцы, а архитектурных любителей Юрия Лужкова удалось найти только среди армянских студентов.
Его дом, например, выглядит как дом мэра. Это стеклянный куб, внутрь которого вставлен генплан центра Москвы, на котором выращены разнообразные помещения.
Внутренняя планировка получилась запутанной, а вкусы Юрия Лужкова явно неизвестны архитекторам Петросяну, Варданян и Манисян — такой стиль он называет «плоскомордым». Дом Гарри Каспарова выглядит как дом шахматиста. Он состоит из двух кубиков, черного и белого, чтобы гроссмейстер всегда знал, с чего ходить. Константин Райкин получил дом режиссера У него конструктивистский кубик с поворотным кругом внутри. Дом Анатолия Чубайса по досадной оплошности сделан в виде согнутого фрагмента нефтяной трубы, а не электрической турбины. Зная, что господин Чубайс богатей, авторы путаются в представлении, откуда он берет деньги.
Сложнее вышло с Ириной Хакамадой, у которой профессия не столь выражена. Ей достался дом в форме ракушки-улитки с японским садиком внутри. Видимо, авторы подчеркивали, что сопредседатель СПС является жемчужиной российской политики. Странно выглядят дома Ренаты Литвиновой. Казалось бы, это женщина с ярко выраженным индивидуальным стилем, выстроенным на диалоге с ретро, однако же никаких следов ее вкуса нет. Видимо, авторы воспринимают ее стиль как естественное состояние, все дома выглядят как простое поместье очаровательной женщины.
Что же касается победившего дома Леонида Парфенова, то это действительно интересная вещь. Разумеется, это дом в форме телекамеры — а как иначе? Но это стильная камера. Она состоит из трех объемов, как бы вдвигающихся один в другой, причем два из них бревенчатые вроде избы, а третий стеклянный. В результате получается как бы переход от бревна к стеклу, что тонко, тем более что стеклянная часть зависает над каким-то ручьем, что способствует релаксации. Все это выглядит как переход от чего-то очень исконно русского к чему-то очень безукоризненно западному, что, видимо, соответствует стилистике передач Леонида Парфенова про русскую историю.
Поразительный конкурс. Казалось бы, стопроцентно конъюнктурная затея. Берем звезд — известность гарантирована. Берем студентов — они и за небольшую премию готовы выкладываться. В итоге вроде бы должен получиться жалкий провал. Но не тут-то было. Большинство домов-финалистов на порядок лучше тех реальных домов, которыми застроено ныне Рублево-Успенское шоссе, многие из них украсили бы современные архитектурные журналы, и я бы сказал, что с времен японских конкурсов 80-х годов, на которых побеждали наши «бумажники», мне не удавалось увидеть столь интересного архитектурного конкурса на абстрактную тему. Наверное, все дело в мотивации. Как для наших в 80-е годы это был способ прорваться на Запад, так и для провинции в этом конкурсе призрачно маячит надежда — а вдруг какая-нибудь из звезд соблазнится, и можно будет вырваться к ним поближе.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Московские студенты относятся к звездам без особой симпатии. За исключением занявшего второе место дома для Константина Райкина, все остальные проекты не из Москвы. Господину Парфенову дом проектировали нижегородцы, госпоже Литвиновой — уральцы, а архитектурных любителей Юрия Лужкова удалось найти только среди армянских студентов.
Его дом, например, выглядит как дом мэра. Это стеклянный куб, внутрь которого вставлен генплан центра Москвы, на котором выращены разнообразные помещения.
Внутренняя планировка получилась запутанной, а вкусы Юрия Лужкова явно неизвестны архитекторам Петросяну, Варданян и Манисян — такой стиль он называет «плоскомордым». Дом Гарри Каспарова выглядит как дом шахматиста. Он состоит из двух кубиков, черного и белого, чтобы гроссмейстер всегда знал, с чего ходить. Константин Райкин получил дом режиссера У него конструктивистский кубик с поворотным кругом внутри. Дом Анатолия Чубайса по досадной оплошности сделан в виде согнутого фрагмента нефтяной трубы, а не электрической турбины. Зная, что господин Чубайс богатей, авторы путаются в представлении, откуда он берет деньги.
Сложнее вышло с Ириной Хакамадой, у которой профессия не столь выражена. Ей достался дом в форме ракушки-улитки с японским садиком внутри. Видимо, авторы подчеркивали, что сопредседатель СПС является жемчужиной российской политики. Странно выглядят дома Ренаты Литвиновой. Казалось бы, это женщина с ярко выраженным индивидуальным стилем, выстроенным на диалоге с ретро, однако же никаких следов ее вкуса нет. Видимо, авторы воспринимают ее стиль как естественное состояние, все дома выглядят как простое поместье очаровательной женщины.
Что же касается победившего дома Леонида Парфенова, то это действительно интересная вещь. Разумеется, это дом в форме телекамеры — а как иначе? Но это стильная камера. Она состоит из трех объемов, как бы вдвигающихся один в другой, причем два из них бревенчатые вроде избы, а третий стеклянный. В результате получается как бы переход от бревна к стеклу, что тонко, тем более что стеклянная часть зависает над каким-то ручьем, что способствует релаксации. Все это выглядит как переход от чего-то очень исконно русского к чему-то очень безукоризненно западному, что, видимо, соответствует стилистике передач Леонида Парфенова про русскую историю.
Поразительный конкурс. Казалось бы, стопроцентно конъюнктурная затея. Берем звезд — известность гарантирована. Берем студентов — они и за небольшую премию готовы выкладываться. В итоге вроде бы должен получиться жалкий провал. Но не тут-то было. Большинство домов-финалистов на порядок лучше тех реальных домов, которыми застроено ныне Рублево-Успенское шоссе, многие из них украсили бы современные архитектурные журналы, и я бы сказал, что с времен японских конкурсов 80-х годов, на которых побеждали наши «бумажники», мне не удавалось увидеть столь интересного архитектурного конкурса на абстрактную тему. Наверное, все дело в мотивации. Как для наших в 80-е годы это был способ прорваться на Запад, так и для провинции в этом конкурсе призрачно маячит надежда — а вдруг какая-нибудь из звезд соблазнится, и можно будет вырваться к ним поближе.