18.02.2004
Григорий Ревзин //
Коммерсантъ, 18.02.2004
Вентиляция ответит за все. Почему виновником катастрофы в аквапарке признают "стрелочника"
Почему погиб этот рай, выясняет следствие. Скоро выяснит: с ним не умели обращаться. Купол "Трансвааль-парка" рухнул. На момент сдачи номера Ъ в печать итог катастрофы - как минимум 28 погибших и около 100 госпитализированных.
Главный вопрос теперь - кто виноват. Это первая такого рода техногенная катастрофа в России. Отсутствие прецедентов затрудняет точное предсказание пути, по которому пойдет расследование. Однако, по мнению обозревателя Григория Ревзина, скорее всего, следствие придет к выводу, что здание рухнуло из-за нарушения правил эксплуатации. По традиции первым виновником строительных катастроф считают архитектора. Следствие уже пошло по этому пути: Сергей Киселев, главный архитектор и хозяин фирмы "Сергей Киселев и партнеры", допрошен и временно лишен лицензии. Ситуация, в которой оказалась фирма, сложная. Это одна из первых в Москве частных архитектурных компаний, она не включена в проектировочные структуры московской мэрии и отвечает сама за себя - их удобно сделать крайними. Кроме того, опять же в отличие от принятой в Москве системы разделения труда, господин Киселев не привлекал к проектированию сторонних инженеров и конструкторов. Для сложных строительных объектов в Москве принято обращаться к институтам "Курортпроект" и ЦНИЭПстальконструкция, но здесь такого не произошло: оба конструктора аквапарка работают в фирме у господина Киселева.
Однако, как представляется, после первоначальной концентрации внимания на господине Киселеве расследование пойдет по другому пути. И вот почему.
"Сергей Киселев и партнеры" - одна из самых преуспевающих архитектурных фирм Москвы. В ее активе - строительство множества зданий и комплексов (более 100), в том числе - для президента РФ, для ряда зарубежных компаний (DaimlerChrysler, Credit Swiss, Subaru), это высший уровень современной московской архитектуры. Сергей Киселев - лауреат всех возможных архитектурных премий России. Но дело даже не в высоком архитектурном качестве его работ. Главная особенность фирмы Киселева - юридическая безупречность проектов. Господин Киселев - великий мастер всех возможных согласований и разрешений на строительство, и можно не сомневаться, что и в данном случае у него есть все необходимые 200 необходимых разрешительных подписей. Правда, некоторая странность ситуации заключается в том, что специальной конструктивной экспертизы среди этих 200 согласований в Москве не производится. Конструктивный анализ проекта выполняется в рамках общей экспертной оценки, которую осуществляет Мосгорэкспертиза, а затем передает результаты своей работы в ИГАСН (инспекцию государственного инженерно-строительного надзора). Но в данном случае отсутствие специального чиновника по конструкциям даже кстати. Поскольку московская согласовательная система чудовищно коррумпирована, вполне могло бы выясниться, что проект согласован за взятку, и тогда мы бы получили показательный процесс о коррупции, приведшей к смерти людей. Сейчас же это затруднительно именно потому, что выявить конкретного взяточника трудно.
Подчеркнем, что речь идет вовсе не об истине, а о перспективах юридического ответа на вопрос, кто виноват. Любой человек, знающий систему московских согласований, не может сомневаться, что и в данном случае коррупция имела место, но к катастрофе привела не она. Специфика московской экспертной коррупции заключается в том, что за взятки чиновники делают не то, что не должны, а то, что должны. Их невозможно уговорить ни за какие деньги пропустить какой-либо опасный проект, потому что они получают достаточно денег за проекты безопасные.
Именно такова ситуация с "Трансвааль-парком". Перекрытие аквапарка отнюдь не отличается какой-либо конструктивной смелостью и рискованностью. Это вспарушенный железобетонный свод с остеклением боковых пазух - точно так же перекрыт, скажем, Черемушкинский или Даниловский рынок в Москве. Типовое решение, и именно поэтому никаких сторонних конструкторов не привлекали. Такие конструкции полностью доказали свою надежность, поэтому нет никаких оснований ожидать, что будут выявлены нарушения безопасности здания именно на проектном уровне.
Следующими виновными в глазах следствия могут оказаться строители и, соответственно, заказчики здания. Московские заказчики действительно обожают экономить на рабочей силе, привлекая для строительства бригады узбеков и молдаван, и на качестве строительных материалов. Однако в данном случае строительство осуществляли турки (фирма Kocak Insaat, Госстрой успел отозвать и ее лицензию тоже), а это элита московского строительного рынка. Ожидать здесь типичной для Москвы неграмотности строителей и неспособности понять рабочие чертежи не приходится.
Что касается бетона, то это самая типовая причина обрушения железобетонных конструкций. Бетон - как бензин, его можно разбавлять, и тогда его получается больше, но марка (соответственно - прочностные характеристики) становится ниже. Из-за низкого качества бетона пришлось разбирать метромост в Москве. Экспертиза бетона "Трансвааль-парка" будет произведена в самое ближайшее время, Госстрой РФ уже начал работать, но вряд ли следствие обнаружит существенные нарушения. Люди не идиоты: одно дело пересортица бетона в быках моста - это значит, что он прослужит на 20 лет меньше запланированного срока, другое дело - в большепролетном куполе, который в этом случае может рухнуть мгновенно.
И строителей, и архитекторов, и заказчиков, и качество строительных материалов проверят, и очень досконально. Но существенных нарушений не найдут. Что будет дальше?
Да, мы строили такие железобетонные купола, но над рынками и цирками, а не над аквапарками. Бетон сосет воду, мокрый бетон трескается от перепада температур. Металл подвергается быстрой коррозии от хлора (хотя все же не настолько быстрой). Чтобы этого не произошло, в здании должна быть предусмотрена серьезная пароизоляция и вентиляция. Тут начинаются проблемы.
С одной стороны, когда Юрий Лужков в 2002 году провозгласил программу строительства аквапарков в каждом округе Москвы, то архитекторы столкнулись с отсутствием нормативных документов на подобные сооружения. Следование юридическим нормам оказалось затруднительным (ориентировались на бассейны, но это не одно и то же). Правда, есть западные нормы. Но они рассчитаны на то, что если в здании запланировано 16 вентиляционных установок, то все 16 и работают. А если одна сломалась, то аквапарк не функционирует, пока не починят. Почти наверняка в результате следствия окажется, что нарушены условия эксплуатации комплекса. Юридически все окажутся чистыми. За гибель 25 человек ответит человек, подрядившийся следить за вентилятором.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Однако, как представляется, после первоначальной концентрации внимания на господине Киселеве расследование пойдет по другому пути. И вот почему.
"Сергей Киселев и партнеры" - одна из самых преуспевающих архитектурных фирм Москвы. В ее активе - строительство множества зданий и комплексов (более 100), в том числе - для президента РФ, для ряда зарубежных компаний (DaimlerChrysler, Credit Swiss, Subaru), это высший уровень современной московской архитектуры. Сергей Киселев - лауреат всех возможных архитектурных премий России. Но дело даже не в высоком архитектурном качестве его работ. Главная особенность фирмы Киселева - юридическая безупречность проектов. Господин Киселев - великий мастер всех возможных согласований и разрешений на строительство, и можно не сомневаться, что и в данном случае у него есть все необходимые 200 необходимых разрешительных подписей. Правда, некоторая странность ситуации заключается в том, что специальной конструктивной экспертизы среди этих 200 согласований в Москве не производится. Конструктивный анализ проекта выполняется в рамках общей экспертной оценки, которую осуществляет Мосгорэкспертиза, а затем передает результаты своей работы в ИГАСН (инспекцию государственного инженерно-строительного надзора). Но в данном случае отсутствие специального чиновника по конструкциям даже кстати. Поскольку московская согласовательная система чудовищно коррумпирована, вполне могло бы выясниться, что проект согласован за взятку, и тогда мы бы получили показательный процесс о коррупции, приведшей к смерти людей. Сейчас же это затруднительно именно потому, что выявить конкретного взяточника трудно.
Подчеркнем, что речь идет вовсе не об истине, а о перспективах юридического ответа на вопрос, кто виноват. Любой человек, знающий систему московских согласований, не может сомневаться, что и в данном случае коррупция имела место, но к катастрофе привела не она. Специфика московской экспертной коррупции заключается в том, что за взятки чиновники делают не то, что не должны, а то, что должны. Их невозможно уговорить ни за какие деньги пропустить какой-либо опасный проект, потому что они получают достаточно денег за проекты безопасные.
Именно такова ситуация с "Трансвааль-парком". Перекрытие аквапарка отнюдь не отличается какой-либо конструктивной смелостью и рискованностью. Это вспарушенный железобетонный свод с остеклением боковых пазух - точно так же перекрыт, скажем, Черемушкинский или Даниловский рынок в Москве. Типовое решение, и именно поэтому никаких сторонних конструкторов не привлекали. Такие конструкции полностью доказали свою надежность, поэтому нет никаких оснований ожидать, что будут выявлены нарушения безопасности здания именно на проектном уровне.
Следующими виновными в глазах следствия могут оказаться строители и, соответственно, заказчики здания. Московские заказчики действительно обожают экономить на рабочей силе, привлекая для строительства бригады узбеков и молдаван, и на качестве строительных материалов. Однако в данном случае строительство осуществляли турки (фирма Kocak Insaat, Госстрой успел отозвать и ее лицензию тоже), а это элита московского строительного рынка. Ожидать здесь типичной для Москвы неграмотности строителей и неспособности понять рабочие чертежи не приходится.
Что касается бетона, то это самая типовая причина обрушения железобетонных конструкций. Бетон - как бензин, его можно разбавлять, и тогда его получается больше, но марка (соответственно - прочностные характеристики) становится ниже. Из-за низкого качества бетона пришлось разбирать метромост в Москве. Экспертиза бетона "Трансвааль-парка" будет произведена в самое ближайшее время, Госстрой РФ уже начал работать, но вряд ли следствие обнаружит существенные нарушения. Люди не идиоты: одно дело пересортица бетона в быках моста - это значит, что он прослужит на 20 лет меньше запланированного срока, другое дело - в большепролетном куполе, который в этом случае может рухнуть мгновенно.
И строителей, и архитекторов, и заказчиков, и качество строительных материалов проверят, и очень досконально. Но существенных нарушений не найдут. Что будет дальше?
Да, мы строили такие железобетонные купола, но над рынками и цирками, а не над аквапарками. Бетон сосет воду, мокрый бетон трескается от перепада температур. Металл подвергается быстрой коррозии от хлора (хотя все же не настолько быстрой). Чтобы этого не произошло, в здании должна быть предусмотрена серьезная пароизоляция и вентиляция. Тут начинаются проблемы.
С одной стороны, когда Юрий Лужков в 2002 году провозгласил программу строительства аквапарков в каждом округе Москвы, то архитекторы столкнулись с отсутствием нормативных документов на подобные сооружения. Следование юридическим нормам оказалось затруднительным (ориентировались на бассейны, но это не одно и то же). Правда, есть западные нормы. Но они рассчитаны на то, что если в здании запланировано 16 вентиляционных установок, то все 16 и работают. А если одна сломалась, то аквапарк не функционирует, пока не починят. Почти наверняка в результате следствия окажется, что нарушены условия эксплуатации комплекса. Юридически все окажутся чистыми. За гибель 25 человек ответит человек, подрядившийся следить за вентилятором.