12.05.2004
Григорий Ревзин //
Коммерсантъ, 12.05.2004
Тупиковое направление в зодчестве. Открывается «Арх-Москва»
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Кирилл Асс; Максим Атаянц; Михаил Белов; Борис Бернаскони; Андрей Боков; Александр Бродский; Юрий Григорян; Одиль Декк ; Борис Левянт; Николай Лызлов; Владимир Плоткин ; Хани Рашид ; Александр Скокан ; Михаил Филиппов; Массимилиано Фуксас ; Михаил Хазанов; Бернар Чуми -
мастерская:
ABD architects; Asymptote; АБ «Остоженка»; Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»); Архитектурная мастерская М.Атаянца; Архитектурное бюро «Александр Бродский»; ЗАО «Курортпроект»; Мастерская Андрея Бокова; Мастерская Михаила Белова; Мастерская Михаила Филиппова; Меганом; Моспроект-4; ПТАМ Хазанова; ТПО «Резерв»
Сегодня в ЦДХ открывается крупнейшая архитектурная выставка «Арх-Москва». Сюда ежегодно собирается все лучшее, что есть в нашей архитектуре и дизайне. Однако, как следует из программы выставки, это лучшее не слишком устраивает тех, кто ее делал. Комментирует Григирий Ревзин.
«Арх-Москва» продлится до субботы, выставка занимает весь Центральный дом художника, и вся неделя забита спецмероприятиями. Традиционная «Арх-галерея», выставка лучших русских архитекторов, в этом году пополнилась новыми именами. Здесь появились один из самых известных когда-то российских бумажных архитекторов Михаил Белов и заявивший о себе в этом году петербуржец Максим Атаянц. Эрик ван Эгерат презентует проект «Русский авангард», который мэр Лужков провалил месяц
назад, а Музей архитектуры показывает здания, снесенные мэром за последние годы.
Кроме того, приезжает множество иностранных звезд. Бывший, куратор Венецианской биеннале Массимилиано Фуксас проведет мастер-класс. Гостем выставки будет великий итальянский дизайнер, один из основателей группы «Мемфис» Этторе Сотсас. Бернард Чуми, один из основателей деконструкции в архитектуре, также проведет мастер-класс. Этих троих привез в Москву журнал Architectural Digest (AD). Центр современной архитектуры Ирины Коробьиной показывает своих иностранцев: Хани Рашида, лидера современной виртуальной архитектуры, основателя группы «Асимптота», и знаменитую французскую даму, архитектора Одиль Декк. Это даже не упоминая те коммерческие фирмы, которые торгуют в Москве западной дизайнерской мебелью и чьи экспозиции на «Арх-Москве» способны поспорить с любым западным музеем дизайна. Так что уровень выставки обещает быть чрезвычайно высоким. Однако, и это довольно парадоксальный случай, ее кураторы Борис Бернаскони и Кирилл Асс оценивают ее крайне скептически. Символом выставки избран дорожный знак «Тупик». «Строительство переживает бум,— пишут они.— Но архитектурная мысль в городе замерла. Те же архитекторы продолжают делать то же самое. Те же продавцы продают тот же импорт. Те же иностранцы продолжают оставаться за границей . Те же люди продолжают бороться за сохранение тех же памятников. То же московское правительство продолжает их сносить. Это можно назвать актуальным процессом, но если называть вещи своими именами, то это тупик».
В этом плане для кураторов центральным проектом выставки является представление экспозиции России на Венецианской биеннале, которая в этом году готовится силами Евгения Асса. Суть проекта в том, чтобы не показывать в Венеции никакой специальной выставки, а на все средства, которые выделяет государство, вывезти в Италию студентов, чтобы они могли поучиться современной архитектуре. Казалось бы, благородная гуманитарная акция может быть только поддержана, однако на «Арх-Москве» она получила несколько неожиданное прочтение. «На Венецианскую биеннале поедут не заслуженные мастера, а студенты и молодые архитекторы. Показать России нечего»,— заявляют кураторы «Арх-Москвы». В такой формулировке замысел российской экспозиции выглядит обескураживающе оскорбительным по отношению к нашим звездам. Как-то странно, что Александр Скокан и Андрей Боков, Александр Бродский и Михаил Филиппов, Михаил Хазанов и Михаил Белов, Владимир Плоткин и Николай Лызлов, Юрий Григорян и Борис Левянт и так далее — словом, все те архитекторы, которыми мы гордились,— это один сплошной тупик? Но почему? Не совсем понятно, до какой степени именно это имеет в виду Евгений Асс, вывозя студентов в Венецию, но уж, во всяком случае, кураторы «Арх-Москвы» имеют в виду именно это, приглашая разнообразные тупиковые явления нашей архитектуры поучаствовать в своей выставке.
В общем-то это редчайшее явление, когда кураторы находятся в настолько жесткой оппозиции к выставке, которую они курируют. Я не могу привести ни одного аналога, и, по-моему, они не правы, говоря, что у нас не происходит ничего нового. Такого еще никогда не было. Теперь зрителям выставки предоставляется возможность рассудить кураторов и экспонентов выставки и решить, кто же все-таки в тупике.
Комментарии
comments powered by HyperComments
назад, а Музей архитектуры показывает здания, снесенные мэром за последние годы.
Кроме того, приезжает множество иностранных звезд. Бывший, куратор Венецианской биеннале Массимилиано Фуксас проведет мастер-класс. Гостем выставки будет великий итальянский дизайнер, один из основателей группы «Мемфис» Этторе Сотсас. Бернард Чуми, один из основателей деконструкции в архитектуре, также проведет мастер-класс. Этих троих привез в Москву журнал Architectural Digest (AD). Центр современной архитектуры Ирины Коробьиной показывает своих иностранцев: Хани Рашида, лидера современной виртуальной архитектуры, основателя группы «Асимптота», и знаменитую французскую даму, архитектора Одиль Декк. Это даже не упоминая те коммерческие фирмы, которые торгуют в Москве западной дизайнерской мебелью и чьи экспозиции на «Арх-Москве» способны поспорить с любым западным музеем дизайна. Так что уровень выставки обещает быть чрезвычайно высоким. Однако, и это довольно парадоксальный случай, ее кураторы Борис Бернаскони и Кирилл Асс оценивают ее крайне скептически. Символом выставки избран дорожный знак «Тупик». «Строительство переживает бум,— пишут они.— Но архитектурная мысль в городе замерла. Те же архитекторы продолжают делать то же самое. Те же продавцы продают тот же импорт. Те же иностранцы продолжают оставаться за границей . Те же люди продолжают бороться за сохранение тех же памятников. То же московское правительство продолжает их сносить. Это можно назвать актуальным процессом, но если называть вещи своими именами, то это тупик».
В этом плане для кураторов центральным проектом выставки является представление экспозиции России на Венецианской биеннале, которая в этом году готовится силами Евгения Асса. Суть проекта в том, чтобы не показывать в Венеции никакой специальной выставки, а на все средства, которые выделяет государство, вывезти в Италию студентов, чтобы они могли поучиться современной архитектуре. Казалось бы, благородная гуманитарная акция может быть только поддержана, однако на «Арх-Москве» она получила несколько неожиданное прочтение. «На Венецианскую биеннале поедут не заслуженные мастера, а студенты и молодые архитекторы. Показать России нечего»,— заявляют кураторы «Арх-Москвы». В такой формулировке замысел российской экспозиции выглядит обескураживающе оскорбительным по отношению к нашим звездам. Как-то странно, что Александр Скокан и Андрей Боков, Александр Бродский и Михаил Филиппов, Михаил Хазанов и Михаил Белов, Владимир Плоткин и Николай Лызлов, Юрий Григорян и Борис Левянт и так далее — словом, все те архитекторы, которыми мы гордились,— это один сплошной тупик? Но почему? Не совсем понятно, до какой степени именно это имеет в виду Евгений Асс, вывозя студентов в Венецию, но уж, во всяком случае, кураторы «Арх-Москвы» имеют в виду именно это, приглашая разнообразные тупиковые явления нашей архитектуры поучаствовать в своей выставке.
В общем-то это редчайшее явление, когда кураторы находятся в настолько жесткой оппозиции к выставке, которую они курируют. Я не могу привести ни одного аналога, и, по-моему, они не правы, говоря, что у нас не происходит ничего нового. Такого еще никогда не было. Теперь зрителям выставки предоставляется возможность рассудить кураторов и экспонентов выставки и решить, кто же все-таки в тупике.