08.06.2004
Григорий Ревзин //
Коммерсантъ, 08.06.2004
Заха Хадид: господин Кузьмин обещал мне содействие
- Награда
- Репортаж
- премия
Вчера из Москвы уехала Заха Хадид. Получив в России Притцкеровскую премию, познакомившись с главным архитектором Москвы и мэром, получив заказ на проектирование жилого комплекса и прочитав лекцию в Союзе архитекторов, она ответила на вопросы Григория Ревзина.
— Прежде всего позвольте поздравить вас с получением самой престижной мировой архитектурной премии. Вы довольны церемонией?
— Да, спасибо. Санкт-Петербург — замечательный город, и Эрмитажный театр, где мне вручалась премия,— очень торжественное место.
—Вам заказали что-нибудь в Санкт-Петербурге?
— Нет, ничего.
— То есть Москва опередила Санкт-Петербург и ваша первая работа для России появится в Москве. Видели ли вы современную архитектуру Москвы? Что в Москве кажется вам интересным?
— Москва — потрясающий город, город фантастического масштаба, огромной энергетической силы. Я бывала здесь много раз, но давно, последний раз в 1992 году. С тех пор город, конечно, очень изменился. Но у меня не было времени специально познакомиться с сегодняшней московской архитектурой. Вообще самым интересным для меня являются здания русского конструктивизма, 20-х и начала 30-х годов. Работы Мельникова, Гинзбурга. У меня сложилось отчетливое впечатление, что вы их недостаточно цените.
— Почему? Вам кажется, что в нашей архитектуре недостаточно чувствуются традиции конструктивизма?
—Нет, я этого не знаю. Я имею в виду состояние, в котором находятся здания. Собственный дом Мельникова, дом Наркомфина. Они же разрушаются, их никто не ремонтирует, я не понимаю, почему.
— Очень трудно придумать бизнес-схему, которая позволила бы сделать это выгодным.
— Это не вопрос выгоды, это вопрос культуры. В 1992 году, когда я была в Москве, тут все стоило чрезвычайно дешево, и это можно было сделать за минимальные деньги. Если бы вы всерьез ценили эти здания, эти деньги можно было бы найти. И сегодня, я думаю, это тоже возможно. Но недооценка русского авангарда чувствуется во всем. Возьмите ваш Музей архитектуры. Я могу сказать, что это самое богатое собрание архитектурной графики из тех, что я когда-либо видела. Но музей находится в ужасном состоянии, у него даже нет экспозиции, а один из его корпусов — это вообще развалины. Это позор.
— Будем надеяться, что изменения, которые происходят в Москве сейчас, проявятся и в исправлении этой ситуации. В городе начинают ценить современный западный авангард, наверное, скоро оценят и собственный. Расскажите о вашем проекте.
— Это заказ московской компании «Капитал-груп». Работа сейчас находится на очень ранней стадии, сделан пока только первый проект. Мы работаем вместе всего два месяца. Это не в центре, район называется Хорошево. По функции это жилье.
— Ваш заказчик известен стремлением привести в Москву сегодняшних звезд мировой архитектуры. Однако в случае с Эриком ван Эгератом сотрудничество пока застопорилось. Его проект комплекса «Русский авангард», несмотря на самую высокую оценку архитектурной общественности, был отклонен мэром Москвы. Вы не боитесь, что ваша архитектура окажется слишком радикальной для Москвы?
— Мне трудно судить, это скорее вопрос заказчика. Пока председатель совета директоров «Капитал-груп» Вячеслав Доронин принял решение никому не показывать проект, возможно, он решил так действовать после истории, о которой вы говорите. Но я могу сказать, что главный архитектор Москвы господин Кузьмин обещал мне содействие. По его мнению, Москва представляет собой сегодня гигантский мегаполис, современную западную столицу, и здесь могут появиться работы известных западных архитекторов.
— Да, это своего рода программа Александра Кузьмина. Полгода назад он сказал нам в интервью, что хочет создать своего рода коллекцию работ западных звезд в Москве, что у нас появились инвесторы, которые доросли по уровню до решения подобных задач. Я, однако, должен заметить, что ему это не всегда удается. В случае в Эгератом его мнение и мнение мэра разошлись, а в конечном счете все решает мэр.
— Господин Доронин познакомил меня с господином Лужковым. Я подарила ему свою книгу, мэр сказал, что было бы интересно, если бы удалось что-то сделать для города с моим участием. Это было формальное знакомство, и я надеюсь, что начало сотрудничеству положено.
Комментарии
comments powered by HyperComments
— Да, спасибо. Санкт-Петербург — замечательный город, и Эрмитажный театр, где мне вручалась премия,— очень торжественное место.
—Вам заказали что-нибудь в Санкт-Петербурге?
— Нет, ничего.
— То есть Москва опередила Санкт-Петербург и ваша первая работа для России появится в Москве. Видели ли вы современную архитектуру Москвы? Что в Москве кажется вам интересным?
— Москва — потрясающий город, город фантастического масштаба, огромной энергетической силы. Я бывала здесь много раз, но давно, последний раз в 1992 году. С тех пор город, конечно, очень изменился. Но у меня не было времени специально познакомиться с сегодняшней московской архитектурой. Вообще самым интересным для меня являются здания русского конструктивизма, 20-х и начала 30-х годов. Работы Мельникова, Гинзбурга. У меня сложилось отчетливое впечатление, что вы их недостаточно цените.
— Почему? Вам кажется, что в нашей архитектуре недостаточно чувствуются традиции конструктивизма?
—Нет, я этого не знаю. Я имею в виду состояние, в котором находятся здания. Собственный дом Мельникова, дом Наркомфина. Они же разрушаются, их никто не ремонтирует, я не понимаю, почему.
— Очень трудно придумать бизнес-схему, которая позволила бы сделать это выгодным.
— Это не вопрос выгоды, это вопрос культуры. В 1992 году, когда я была в Москве, тут все стоило чрезвычайно дешево, и это можно было сделать за минимальные деньги. Если бы вы всерьез ценили эти здания, эти деньги можно было бы найти. И сегодня, я думаю, это тоже возможно. Но недооценка русского авангарда чувствуется во всем. Возьмите ваш Музей архитектуры. Я могу сказать, что это самое богатое собрание архитектурной графики из тех, что я когда-либо видела. Но музей находится в ужасном состоянии, у него даже нет экспозиции, а один из его корпусов — это вообще развалины. Это позор.
— Будем надеяться, что изменения, которые происходят в Москве сейчас, проявятся и в исправлении этой ситуации. В городе начинают ценить современный западный авангард, наверное, скоро оценят и собственный. Расскажите о вашем проекте.
— Это заказ московской компании «Капитал-груп». Работа сейчас находится на очень ранней стадии, сделан пока только первый проект. Мы работаем вместе всего два месяца. Это не в центре, район называется Хорошево. По функции это жилье.
— Ваш заказчик известен стремлением привести в Москву сегодняшних звезд мировой архитектуры. Однако в случае с Эриком ван Эгератом сотрудничество пока застопорилось. Его проект комплекса «Русский авангард», несмотря на самую высокую оценку архитектурной общественности, был отклонен мэром Москвы. Вы не боитесь, что ваша архитектура окажется слишком радикальной для Москвы?
— Мне трудно судить, это скорее вопрос заказчика. Пока председатель совета директоров «Капитал-груп» Вячеслав Доронин принял решение никому не показывать проект, возможно, он решил так действовать после истории, о которой вы говорите. Но я могу сказать, что главный архитектор Москвы господин Кузьмин обещал мне содействие. По его мнению, Москва представляет собой сегодня гигантский мегаполис, современную западную столицу, и здесь могут появиться работы известных западных архитекторов.
— Да, это своего рода программа Александра Кузьмина. Полгода назад он сказал нам в интервью, что хочет создать своего рода коллекцию работ западных звезд в Москве, что у нас появились инвесторы, которые доросли по уровню до решения подобных задач. Я, однако, должен заметить, что ему это не всегда удается. В случае в Эгератом его мнение и мнение мэра разошлись, а в конечном счете все решает мэр.
— Господин Доронин познакомил меня с господином Лужковым. Я подарила ему свою книгу, мэр сказал, что было бы интересно, если бы удалось что-то сделать для города с моим участием. Это было формальное знакомство, и я надеюсь, что начало сотрудничеству положено.