RSS
11.06.2005
Григорий Ревзин // Коммерсантъ, 11.06.2005, № 106 11.06.2005

Экстремальный дизайн. Рон Арад в Музее архитектуры

  • Дизайн
Фото: Павел Смертин / Коммерсантъ. Мебель Рона Арада — испытание для тела и духа Фото: Павел Смертин / Коммерсантъ. Мебель Рона Арада — испытание для тела и духа

информация:

В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка знаменитого английского дизайнера Рона Арада. Он представил свою коллекцию из кориана – синтетического материала, продвигаемого фирмой DuPont. На выставке побывал Григорий Ъ-Ревзин.

Рон Арад – британский дизайнер, учившийся в Лондоне у Питера Кука в Архитектурной ассоциации (АА). Сегодня выпускники этой школы во главе с Захой Хадид захватили положение звезд европейской архитектуры и дизайна. У нее очень узнаваемые характеристики. Во-первых, позиционирование себя как авангарда. Во-вторых, ориентация на рынок роскоши: мастера, вышедшие из АА, любят создавать вещи с эпитетами "уникальный", "эксклюзивный" и т. д. и работать с пафосными марками роскоши. В третьих, внедрение в дизайн немотивированных полетов фантазии – криволинейных форм, неожиданных материалов, непривычных способов использования вещи, так что в целом продукции этой школы присуща некая барочная избыточность предмета, причем в этой избыточности ощутим привкус опасности соседства с ним. В четвертых, активное использование эпатажных ходов, когда в гламурную вещь вводится нечто намеренно неприятное, чтобы публика не расслаблялась.

Все эти характеристики идеально подходят к Рону Араду. В его активе работа с Yamamoto и Maserati, а представлял он дизайн для DuPont. Прославился он стальными стульями. Первый из них – так называемый хорошо закаленный стул – это пышное барочное кресло из нержавеющей стали, на которое если сядешь, не порежешься, но больно будет. Это кресло руководителя, а стулья для сотрудников выполнены из листа проржавевшего металла, согнутого зигзагом четыре раза – спинка, сиденье, нога, устой. Ясная мотивация карьерного роста: если будете хорошо сидеть, мы вам стул отшлифуем.

На выставке в Музее архитектуры Рон Арад представил две коллекции. Одна – мебели из кориана – была впервые представлена в Милане на мебельном салоне 2004 года и с тех пор хорошо известна всем заинтересованным лицам по публикациям в гламурных изданиях. Это такие довольно узкие полоски, напоминающие то, что получится, если разрезать пирожное марципан с ореховой начинкой, которой мало. Как бы кругло, скорее даже овально, а внутри – дырка, где должна быть начинка, но ее нет, потому что не хватило. Только у Рона Арада не один овал, а два и они соединены на манер крыльев бабочки или очков. Один овал для сидения, второй для спины. Из-за того что кресло очень узкое, оно работает как гимнастический снаряд наподобие "козла" – сесть на него почти невозможно. Фотография Рона Арада, который полулежит в этом кресле, демонстрируя прекрасную физическую форму – сильно напряжены мышцы шеи, плечевой пояс и пресс, опора на две точки (локоть и сжатую ягодицу), ноги висят в воздухе для сохранения равновесия (кресло качается), обошла все журналы.

Кресла сделаны из кориана. Если вспомнить, что фирма DuPont в свое время придумала лайкру и тефлон, можно более или менее понять эстетику кориана: он такой виртуально телесный, то есть идеально тянется, принимает любую криволинейную форму, будто проросшую из компьютера, и при этом обладает массой и фактурой чего-то вполне органического. Сделать из него можно все что угодно – вовсе не обязательно делать такой экстрим. Но тут есть культурные приоритеты. Кресла Рона Арада ясно демонстрируют смену гламурных ценностей. Если раньше это было расслабление, то теперь фитнес, фитнес и фитнес.

Вторая часть его экспозиции – кориановые люстры, которые выглядят совершенно как хрустальные чешские 70-х годов. Одна из них – несомненно лучшая – уже показывалась в Москве на выставке "100% дизайн". Это хрустальная спираль, на которую можно посылать SMS-сообщения. Корреспондент Ъ уже описывал ее, но эта вещь – как хороший фильм: к ней хочется возвращаться снова и снова. Я уже отмечал ее сходство с райкомовскими люстрами 70-х годов, но тогда я не смог оценить, как работают эсэмэски. Понимаете, когда эсэмэска медленно бежит по люстре сквозь переливающийся свет, в ней появляется нечто сакральное. Я никогда не видел так много людей, так вдумчиво и поглощенно вместе читающих эсэмэску. В этом было что-то от молитвы. Вот бы ее действительно повесить в 70-х годах в зале заседаний в райкоме! Чтобы все вокруг нее сидели, а в ней бы медленно скользило: "Ленин с нами". Глядишь, и советская власть бы подольше продержалась от такого тренинга.

В общем, великолепный дизайнер, который создает по-настоящему удивительные вещи. Что-то здесь нужно сказать необычное, чтобы всерьез, особенно его похвалить. А, вот, нашел. Настоящая звезда! Не то что наши унылые ремесленники, которые лампочку ввернуть не могут!
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: