пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история архитектуры

Казарян А.Ю. , Лошкарева Е.А.
Церковь во Внутренней крепости Ани и особенности армянского зодчества на рубеже XII–XIII веков
в книге:
Вопросы всеобщей истории архитектуры. Материалы научной конференции 10–11 июня 2019 года , 2019
Церковь во Внутренней крепости (Ахчкаберд / Кызкале / Девичья крепость) столицы средневековой Армении Ани до сих пор должным образом не изучалась. Однако она является одним из ключевых памятников начавшегося на рубеже 12-13 вв. возрождения армянской архитектурной традиции. Целью статьи является раскрытие особенностей архитектурной композиции и пластического декора этого памятника в сравнении с наиболее интересными постройками эпохи, что позволит не только осветить сам изучаемый памятник, но и прояснить некоторые вопросы развития архитектуры и орнаментального искусства средневековой Армении.

Анализируя план и пространственное устройство церкви Ахчкаберда, авторы неминуемо углубятся в типологию церковного зодчества и представят изменения, постигшие так называемый архитектурный тип крестообразных церквей с помещениями в четырех углах и место рассматриваемого памятника в ряду однотипных храмов. При этом будет учитываться контекст развития зодчества как в Армении, так и в соседних Византии и Грузии. Соотношения зон в интерьере, высотные пропорции и особенности внешней композиции уточняются в связи с вторичным посещением А. Казаряном труднодоступной Внутренней крепости в мае 2019 г., уже после сдачи в публикацию первой статьи авторов про эту церковь. Осуществлена попытка критического анализа существующей реконструкции храма. При анализе пластики фасадов особое внимание уделено аркатуре на спаренных полуколонках на западном и южном фасадах церкви и оформлению окон и фасадных ниш. Также замечено, что мастер Ахчкабердской церкви моделирует формы орнаментов с определенной живостью. В исполнении некоторых растительных мотивов он свободен от плоской поверхности, и резьба местами напоминает скульптуру. Стилистика орнаментальной резьбы сопоставляется с такими постройками эпохи, как главные церкви монастырей Макараванк и Аричаванк, а также с чуть более позними, датируемыми 1215 г. церквями Девичьего монастыря, Тиграна Оненца и монастыря Гегард.
 



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки