пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
история архитектуры
Архитектурное наследство
Архитектурное наследство
Бондаренко И.А.
Архитектурное наследство. Выпуск 54
М., 2011
выходные данные
Издательство: Либроком
Серия: Архитектурное наследство. Периодическое издание НИИТАГ
Год издания: 2011
Страниц: 308
ISBN
978-5-397-02138-8

В настоящем сборнике представлены материалы новых исследований по архитектуре и градостроительству. Рассматривается история создания малоизвестных памятников, развитие региональных архитектурных традиций, выявляются новые атрибуции, привлекаются ранее неизвестные архивные источники. Ряд статей посвящен вопросам архитектурно-планировочного развития исторических городов, формирования ансамблей. Также освещаются теоретические историко-архитектурные проблемы, биографии архитекторов, творческие методы и концепции. Издание предназначено архитекторам, искусствоведам, историкам и всем, кто интересуется историей архитектуры.



Бондаренко И.А.
Архаический биоморфизм вселенной и его отображение в архитектуре

мироздание, живой организм, архитектурная конструкция, символика формообразования

В статье рассматриваются архаические представления о вселенной как организме, имеющем черты сходства с растениями, животными и людьми. В свою очередь традиционные архитектурные формы, воспроизводящие структуру мироздания, оказываются обладающими более или менее явными признаками биоморфизма. Это позволяет приблизиться к пониманию универсальных символических основ архитектурного языка.

Иоаннисян О.М.
К дискуссии о датировке Софийского собора в Киеве

Десятинная церковь, Софийский собор, граффити, базилика

В статье излагаются основные моменты, дискуссии, развернувшейся в последнее время вокруг проблемы датировки Софийского собора в Киеве. Рассматриваются некоторые аргументы, выдвигаемые авторами новой концепции датировки собора, и предлагается их критика.

Елшин Д.Д.
Софийский собор и Десятинная церковь: к вопросу об архитектурных параллелях

византийская архитектура, архитектура Древней Руси, архитектура древнего Киева, Десятинная церковь, Софийский собор, крестово-купольный храм, средневековые строительные технологии

В качестве одного из аргументов сторонниками ранней датировки Софии привлекается сходство архитектурных и строительно-технических особенностей Десятинной церкви и Софии Киевской (архитектурный тип, техника кладки, плинфа, поливные плитки, фресковая штукатурка). В статье представлено критическое рассмотрение проводимых архитектурных параллелей, показана их спорность и, в ряде случаев, необоснованность.

Антипов И.В., Булкин Вал.А.
Никольская церковь Мостищского монастыря 1448 г.

новгородская средневековая архитектура, архитектурная археология, монастырское строительство

В 2000–2001 экспедицией Санкт-Петербургского государственного университета были полностью раскрыты остатки ранее неизвестного памятника новгородской архитектуры - Никольской церкви Мостищского монастыря 1448 г. Никольская церковь — небольшой четырехстолпный одноапсидный храм, по типу сходный с небольшими новгородскими храмами середины – второй половины XV в. Фасады Никольской церкви разделялись на три прясла узкими лопатками, выполненными из кирпича, остатки нескольких из них зафиксированы в ходе раскопок. Храм был сложен из тесаной известняковой плиты, ракушечника и кирпича на известково-песчаном растворе. В ходе раскопок была получена информация о способах устройства фундаментов, зафиксированы деревянные субструкции в их подошвенной части

Гусева О.Г.
Продолжительность строительства Ивангорода по письменным источникам

Ивангород, ливонские документы, русские летописи, даты строительства

Ивангород был заложен Иваном III на берегу Наровы, против Ливонского замка, весной 1492г. (в 7000г. от сотворения мира). Строительство началось в то же лето, а закончилось, судя по содержанию ливонских хроник, через 4 года. Но историки строительства Ивангорода предпочли поверить утверждению одной из русских летописей: "А делали его семь лет". Автор статьи считает это выражение или традиционным словосочетанием или использованием семерки как символического числа лет: 7000 (1492) год, как и 7007 (1492+7), -- воспринимались в средневековом обществе годами ожидания конца света. Точность и подробность ливонских сведений, умение русских горододельцев строить города быстро, сравнение объемов каменной кладки конструкций с длительностью возведения Ивангорода и других русских городов доказывает, по мнению автора, что строительство крепости длилось 4 года.

Векслер А.Г., Пирогов В.Ю.
Стена Белого города Москвы. Исторический очерк и археологические исследования

стена Белого города, Федор Конь, археологические исследования, Всехсвятские ворота, Бульварное кольцо, Трубная площадь, Хохловская площадь

Статья посвящена истории и исследованиям средневековой крепости конца XVI столетия, утраченной в XVIII веке. Авторы, дав краткое архитектурное описание памятника, главное внимание уделили его археологическим исследованиям, сведенным в хронологически последовательное описание. Археологические изыскания по стене Белого города начались в 1922 году с наблюдений художника А.М. Васнецова за основанием Всехсвятской башни на ул. Ленивка. В 1930–1940-е гг. во время строительства метро организованы планомерные подземные исследования центра Москвы. Бригады археологов провели работы на Арбатской, Пушкинской площадях и площади Мясницких ворот, где были зафиксированы основания стен Белого города. Основной акцент статьи сделан на спасательные археологические работы проведенные по Белогородской крепости в последнее время. Силами специалистов службы охраны археологического наследия Москвы проведены раскопки Всехсвятской башни, прясел стен на Трубной и Хохловской площадях, на Рождественском бульваре. Исследования оснований стены Белого города значительно расширили наши представления о градостроительных и конструктивных особенностях самой крупной каменной крепости России.

Мазур Л.Д.
Городские укрепления Владимира в XVII в.

крепость, башня, стена, ворота, вал, пороховой склад, тайник

В статье подробно рассмотрены архитектурный облик крепости Владимира, ее трансформация и состояние в течении XVII в. – как деревянной части (стен и башен), так и земляной – валов. Приведены конструкция и размеры башен, проанализировано их расположение. Освещен вопрос водоснабжения крепости и размещения пороховых складов.

Векленко В. А.
Археологические исследования Богородицкой крепости и ее посада: первые итоги

археология, Богородицкая крепость, гетман Иван Мазепа, казачество, нательные кресты, Самарь, Старая Самара

В статье рассматриваются первые итоги многолетних археологических исследований выдающегося памятника времени позднего средневековья – нового времени – русской Богородицкой (Новобогородицкой) крепости, построенной в 1688 г. на месте старинного казацкого города Самарь, известного по грамоте польского короля Стефана Батория 1576 г. Предлагаются вниманию находки, полученные как в результате раскопок сооружений, так и вследствие изучения культурного слоя. Так же рассматривается история памятника в контексте военно-политических событий рубежа XVII–XVIII вв.

Баранова С.И.
Стефан Архидиакон и другие: об особенностях изразцового декора церквей в Заяузье XVII века

изразцовый декор, ценинные изразцы, Гончарная слобода, гончарный горн, изразцовый фриз, керамическая икона

В статье рассматривается история строительства церквей с изразцовым декором в одном из старейших районов Москвы – Заяузье, где находилась Гончарная слобода, являвшаяся в XVII веке центром керамического производства. Впервые исследуется изразцовое убранство церкви Архидиакона Стефана (1701 г.), которая была разобрана в 1932 г. Сохранившиеся в музейных собраниях изразцы, архивные материалы позволят представить керамический декор памятника, в котором наряду с традиционными приемами введения изразцов в структуру декора был использован новый вариант – размещение на храмах керамических панно с изображенными в рост Евангелистами.
Автор предполагает, что заботы о строительстве храма и его украшении в слободе брали на себя прихожане – мастера-изразечники, для которых пожертвование изразцов на церковь было формой вклада и проявления «цехового патриотизма».

Никитина Т.Л.
Роспись ростовской церкви Спаса на Торгу: интерпретация элитарной традиции в культуре посада

древнерусское искусство, XVII век, монументальная живопись, Ростов Великий

В статье рассматривается монументальная роспись церкви Спаса на Торгу в Ростове Великом, созданная в начале 1690-х годов по заказу ростовских посадских людей, в ее соотношении с высокой стенописной традицией, сложившейся при дворе ростовского митрополита. Анализируются особенности композиционного построения росписи, ее сюжетного состава и иконографии. Высказывается гипотеза об атрибуции росписи местным мастерам.

Заручевская Е.Б.
Никольская церковь в селе Зачачье Архангельской области: строительная история

Зачаченский приход, храмовый комплекс, Никольская церковь, Строительная история, Каретников А.А.

Статья посвящена строительной истории известного памятника русского деревянного зодчества. Никольская церковь рассматривается в составе храмового комплекса Зачаченского прихода, состоявшего из трёх церквей и колокольни. На основании вновь выявленных письменных и графических источников, а также новых фотодокументов определены основные строительные этапы, анализируются изменения, происходившие в архитектуре приходских построек. Публикуемые материалы позволяют по новому взглянуть на некоторые страницы истории деревянного зодчества.

Коренцвит В.А.
Павел I автор проекта Харлампиева монастыря в Гатчине?

Харлампиевский монастырь под Санк-Петербургом, Андреян Захаров, Гатчина, Мальтийский орден, архитектор, император Павел

Российский император Павел, взяв под свое покровительство притесняемый Наполеоном Мальтийский орден, удостоился звания его Гроссмейстера. В резиденции в Гатчине под Петербургом в дворцовой церкви хранились главные святыни ордена. На окраинах парка построен Приоратский дворец и заложен для ордена монастырь св. Харлампия. До нас дошли проектные чертежи монастыря с резолюциями Павла: «Быть по сему. 1800 г.». Один из чертежей подписан великим русским архитектором А. Д. Захаровым. Строительство монастыря прервано вскоре после убийства Павла в марте 1801 г. Начатые строения разобраны, так что на поверхности земли не осталось видимых следов. Проведенные в 2006 г. археологом В. А. Коренцвитом раскопки установили точное местонахождение монастыря. Анализ чертежей заставил усомниться в авторстве знаменитого Андреяна Захарова. Высказывается гипотеза, что подлинным автором слабого проекта был не профессиональный архитектор, а чрезвычайно романтичный увлекающийся архитектурой Павел I.

Масиель Санчес Л.К.
Свет лавры in partibus infidelium: «украинизмы» в архитектуре Сибири XVIII в.

Тобольск, барокко, Сибирь, традиция, трансформация, Украина, митрополит, образец

Cибирь была единственной частью России, где на рубеже XVII–XVIII вв. украинские формы стали основой для местных архитектурных школ. Ключевой фигурой был митрополит Филофей Лещинский (1650–1727), активный миссионер язычников и старообрядцев и подлинный апостол сибирских земель. Его архитектурное завещание — великолепный тюменский Троицкий монастырь (1708–1741), построенный им по образцу Киево-Печерской лавры. Украинизмы вошли в сибирскую традицию не только как иконографические образцы, но и как стилистические детали. Тобольские мастера соединили украинские фасадные композиции с традиционно русским объемно-пространственным построением. Если храмы «восьмериком на четверике» не были чем-то особенным, то композиции с малым восьмериком, первой и которых была Михайло-Архангельская церковь в Тобольске (1745–1749), были усвоены различными локальными традициями и строились по всей Сибири до начала XIX в.

Николаева М.В., Шахова А.Д.
Усадьба на Тверской в Белом городе в приходе церкви Василия Неокесарийского: история формирования территории, застройка и владельцы в XVII-XIX вв.

московское дворянское дворовладение, XVII-XIX вв., подрядное строительство, письменные и графические источники

Статья посвящена дворянской усадьбе, располагавшейся в центре Москвы на Тверской в приходе церкви Василия Неокесарийского; ее история прослеживается за период в три столетия – владельцами в XVII и первой половине XVIII в. были князья Тюфякины, затем Киселевы, в XIX в. – генерал-фельдмаршал граф И.В. Гудович и т.д. Земельные границы рассматриваемого дворового участка на Тверской, известные по документам XVII в., были существенно изменены в 1720-1740-е годы ее владельцем Федором Григорьевичем Тюфякиным за счет покупки территорий соседних дворовладений. С именем Г.Ф. Тюфякина связано и строительство главного здания владения – каменных жилых палат, подрядная на сооружение которых была заключена с крестьянами Ярославского уезда братьями Быковыми в 1734 г., а в 1744 г. завершали строительство дома крестьяне того же уезда – С.М. Плешаков и А.И. Ершев. Вновь выявленные архивные и опубликованные источники – письменные и графические – позволили не только установить преемственность владельцев, воссоздать этапы сложения одной из городских дворянских усадебных территорий и представить в определенной степени ее архитектурно-градостроительный облик, но также локализовать ее в городском пространстве в топографических ориентирах XVII, XVIII и XIX веков.

Шумилкин С.М.
Ярмарки в русском градостроительстве XVII–XIX вв.

ярмарочные центры России, география размещения ХVII-ХIХ вв., планировка крупных комплексов

В статье впервые рассматривается географическое размещение и эволюция взаимосвязи главных ярмарочных центров России ХVII - начала ХХ вв. Выявлены их основные архитектурно-планировочные типы, расположение в структуре населенных мест. На примере крупнейших ярмарок ХIХ в.: Коренной, Макарьевской и Нижегородской анализируется архитектурно-планировочное построение, формирование ярмарочных центров как крупных многофункциональных комплексов, в проектировании которых принимали участие видные столичные архитекторы.

Бурая И.В.
Стилистические особенности архитектуры Сызрани XVIII – начала ХХ века

градостроительство, Самарская область, Симбирская губерния, Среднее Поволжье, стилистика архитектуры, Сызрань

Статья посвящена стилистическому развитию архитектуры Сызрани – бывшего уездного центра Симбирской губернии (ныне – Самарская область).
В публикации раскрыты особенности формирования и развития архитектурной стилистики города на протяжении XVIII – начала ХХ в., а также ландшафтные, социально-экономические и прочие факторы градостроительной эволюции Сызрани, обусловившие своеобразие её облика в разные периоды. Объектами для изучения стилистических особенностей архитектуры стали здания разной типологической принадлежности: культовые, жилые, общественные, промышленные.

Овсянников С.Н., Сорокина М.Н.
Постройки по проектам К.И. Росси в Рыбинске и их судьба

классицизм, архитектура Рыбинска, проекты фасадов, биржа, гостиный двор, купеческие особняки, К.И.Росси

Знаменитый петербургский архитектор Карл Росси в ранний период своей деятельности осенью 1811 года создал 18 проектов фасадов общественных и частных построек для провинциального города Рыбинска. В статье впервые сведена воедино опубликованная в разных местах информация об обстоятельствах, сопутствующих созданию этих проектов, а также прослежена судьба некоторых зданий, для которых они создавались. Большинство из них не сохранились и ни одно не сохранило облик, задуманный мастером архитектуры. Авторы приходят к выводу, что жители провинциального города не осознавали всей значимости проектов Росси и, вероятно, не связывали их с его именем. Вместе с тем его работа, несомненно, не прошла бесследно для сложения архитектурного облика Рыбинска.

Иванова-Веэн Л.И., Печёнкин И.Е.
Реконструкция комплекса зданий Строгановского училища в 1890 – 1892 годах (архитектор С.У.Соловьёв)

Москва, историзм, неоренессанс, музейные здания, Соловьёв, Быковский, архитектурная керамика

Статья посвящена одному из эпизодов истории комплекса зданий на Рождественке (ныне МАРХИ). В 1890 году усадебное владение было передано Строгановскому училищу. Недостаток финансовых возможностей не позволил снести старые корпуса, долгое время служившие клиниками Московского университета, и построить на их месте новые здания. Было решено ограничиться реконструкцией, проведение которой поручили молодому выпускнику Императорской Академии художеств С.У.Соловьёву. Перепланировав главное здание и выстроив новый корпус на углу Рождественки и переулка, Соловьёв создал ряд новых помещений, необходимых для учебного процесса, размещения коллекции Художественно-промышленного музея, канцелярии и квартир служащих училища. Новый фасад главного корпуса, перестроенный Соловьёвым в стилистике неоренессанса и украшенный майоликовыми элементами, сделал здание на Рождественке редким для Москвы образцом гражданской архитектуры периода историзма.

Нащокина М.В.
Произведение Эдуарда Ниермана в Москве

Э. Ниерман, модерн, магазин Р. Кёлера, торговый интерьер, мозаичные панно, доходный дом А.А. Орлова-Давыдова

Статья посвящена уточнению атрибуции и сравнительному анализу уникального памятника французского Ар Нуво – интерьеру магазина Р. Кёлера на Никольской улице в Москве. До нас дошел великолепный ансамбль многоцветных стеклянных мозаик начала XX века с изображениями цветов, покрывающих его своды и внутренние поверхности оконных и дверных проемов. Здесь мастерски представлена вся цветочная гамма модерна. С заказом Р. Кёлера автор связывает и изысканный набор торговой мебели, до недавнего времени находившийся в аптеке на Первой Тверской-Ямской улице.

Кириков Б.М.
Здание акционерного общества «Зингер и Ко»: композиционно-стилистические особенности

петербургский модерн, архитектор П.Б. Сюзор, архитектор Э. Флэгг, Невский проспект, первые офисные здания

В статье рассматриваются история создания и композиционно-стилистические особенности здания компании «Зингер» - самого известного памятника петербургского модерна, возведенного в 1902 -1904 гг. выдающимся зодчим П.Ю.Сюзором. Впервые в отечественной литературе отражено участие в проектировании американского архитектора Э. Флэгга. Проведен анализ проекта П.Ю.Сюзора и осуществленного им сооружения, выявлены его характерные черты, сложившиеся под влиянием американской и европейских архитектурных школ. Показаны структурные новации раннего в России примера офисного здания с металлическим каркасом. Особое внимание уделено градостроительной роли дома компании «Зингер» - нового архитектурного акцента центра Петербурга, раскрыта его взаимосвязь со существовавшими высотными доминантами и с историческим контекстом застройки Невского проспекта.

Кириченко Е.И.
Усадьба Горки и ее исторические прототипы

Ф.О. Шехтель, З.Г. Морозова, усадьбы русского классицизма, М.Д. Быковский, Марфино, Петровское-Дальнее, Валуево

Усадьба Горки – последний крупный архитектурный ансамбль, осуществленный по проекту Ф.О. Шехтеля, в дореволюционной России. Начиная с первых проектов усадеб конца 1880-х гг. и кончая усадьбой Горки 1910-х гг., Ф.О. Шехтель использовал один и тот же принцип организации усадебного пространства, впервые использованный в русском зодчестве архитектором М.Д. Быковским в 1830-е гг. при перестройке усадьбы Марфино. Суть это принципа в сохранении на прежних местах основных сооружений старого комплекса при коренном изменении главного и паркового фасадов усадебного дома. Прежний главный фасад превращался в парковый, а парковый – в главный. Следствием этого было изменение режиссуры движения от въезда в усадьбу к главному дому. Что же касается облика зданий, то он менялся в соответствии с развитием архитектурного стиля.

Ушакова О.Б
Творчество финского архитектора Оливии Лённ и ее работа – больница общества сестер милосердия в г. Сердоболе (Сортавала)

женщина-архитектор, архитектура модерна, здания учебных заведений, здания пожарного депо

Имя Оливии Матильды Лённ (Виви Лённ) - первой женщины-архитектора в Европе, которая не только смогла получить архитектурное образование, но и создала собственное архитектурное бюро, недостаточно хорошо известно в России. Хотя именно в составе Российской империи находилось до 1917 года Великое княжество Финляндское, где работала Виви Лённ. Основной период творческой активности Виви Лённ пришелся на первые десятилетия ХХ века. В этой статье раскрывается значение, которое имело творчество Виви Лённ для застройки финских городов Таммерфорша (Тампере) и Ювясюля в начале ХХ века. На территории современной России в городе Сортавала находится единственный памятник работы Виви Лённ - больница общества сестер милосердия, построенная в 1907 году. Статья посвящена истории создания этого памятника, отмечено место, которое он занимает в застройке Сортавалы.





Summary and keywords


Bondarenko I.A.
Archaic Biomorphism of the Universe and its Reflection in Architecture

the universe, live organism, architectural construction, symbolism of form-creating

The paper describes archaic views of the universe as an organism, which has common characteristics with plants, animals and humans. In their turn, traditional architectural forms, reproducing the structure of the universe, appear to have more or less distinct biomorphic features. This allows us to make another step in the understanding of the universal symbolical basis of architectural language.

Ioannisian O.M.
Regarding the Discussions of the Dating of the Kiev St. Sophia’s Cathedral

Church of the Dime, Sophia, St. Sophia’s Cathedral, graffiti, basilica

The paper deals with the principal issues and discussions, recently taking place, concerning the time of creation of the Kiev St. Sophia’s Cathedral. The author takes a closer look at certain arguments, put forward by the adherents of a new theory of the dating of the cathedral, and offers some critical remarks regarding them.

Yelshin D.D.
St. Sophia’s Cathedral and the Church of the Dime: Regarding the Issue of Architectural Parallels

Byzantine architecture, early Russian architecture, architecture of Medieval Kiev, Church of the Dime, St. Sophia’s Cathedral, cross-in-square churches, medieval building technologies

Scholars, who support the earlier dating of the St. Sophia’s Cathedral, put forward as one of their arguments the corresponding architectural, constructional and technological characteristics of the Church of the Dime and the Kiev St. Sophia’s Cathedral (architectural type, brickwork, plinthos, glazed tile, fresco plaster). The paper offers a critical discussion of the study of architectural parallels, stressing their questionable character, and, in some cases, unjustified argumentation.

Antipov I.V., Bulkin Val. A.
St. Nicholas’s Church of the Mostishchski Monastery, 1448

Novgorodian medieval architecture, architectural archaeology, monastery building

In 2000-2001 the expedition of the St. Petersburg State University completely unearthed the remains of a previously unknown edifice of Novgorod architecture: the Church of St. Nicholas of the Mostishchski Monastery of 1448. St. Nicholas’s Church is a relatively small four-pillared building with a single apse, its type being close to those of moderate-sized Novgorod churches of the middle - second half of the 15th century. The facades of St. Nicholas’ Church were divided into three sections by narrow pilasters, made of brick. The remains of several of them were found in the course of the diggings. The church was made out of cut limestone slabs, shell rock and brick based on sand-limestone mortar. During the excavations specialists gathered information on the methods of constructing the foundation, and uncovered wooden substructures at their foot section.

Guseva O.G.
Duration of the Construction of Ivangorod according to Written Sources

Ivangorod, Livonian documents, Russian chronicles, construction dates

Ivangorod was founded by Ivan III on the bank of the Narova, opposite a Livonian castle, in the spring of 1492 (7000 since the creation of the world). The work began that same summer and was finished, according to what Livonian chronicles state, in four years. But historians, who studied the construction of Ivangorod, chose to believe a statement of one of the Russian chronicles: “And it was made in seven years”. The author of the present paper holds the opinion that this expression is either a traditional rhetoric form, or “seven” was used here as a symbolic number: 7000 (1492) was the year, just like 7007 (1492+7), that was perceived by Medieval mentality as the time of the end of the world. The accuracy and the detailed character of Livonian sources, the ability of Russian builders to quickly raise a town, comparison of the sizes of the masonry with the duration of erecting Ivangorod and other Russian towns, proves, in the author’s opinion, that the construction of the fortress lasted four years.

Veksler A.G., Pirogov V.U.
The Wall of the White Town of Moscow. Historical Studies and Archaeological Research

wall of the White Town, Feodor Kon’, archaeological research, Vsekhsviatskiye Gate, Boulevard Ring, Trubnaya Square, Khokhlovskaya Square

The paper deals with historical research regarding a Medieval fortress of the late 16th century, which disappeared in the 18th century. The authors, after giving a short description of the architecture of this construction, devoted their attention primarily to archaeological research, presented in chronological succession. Archaeological studies of the wall of the White Town began in 1922 with some observations made by artist A.M. Vasnetsov concerning the base of the Vsekhsviatskaya Tower in Lenivka St. In the 1930s and 1940s, as the building of the metro began, there was organized systematic underground research of the center of Moscow. Groups of archaeologists conducted excavations in Arbatskaya and Pushkinskaya squares and in the Square of the Miasnitski Gate, where the foundations of the White Town walls were unearthed. The paper particularly focuses on preservation work concerning the White Town fortress in recent years. Specialists of the Preservation Service of the Moscow Archaeological Heritage made digs of Vsekhsviatskaya Tower, sections of the walls in Trubnaya and Khokhlovskaya squares and on Rozhdestvenski Boulevard. Studying the base of the walls of the White Town greatly enriched our knowledge of the urban planning and constructive features of the largest stone fortress in Russia.

Mazur L.D.
City Fortifications of Vladimir in the 17th Century

fortress, tower, wall, gate, rampart, powder depot, hiding-place

The paper describes in detail the architecture of the Vladimir fortress, its transformation and its state in the course of the 17th century: the wooden sections (walls and towers) and the earth mounds. The structure and the dimensions of the towers, as well as their positioning is also analyzed. Some attention is also given to the fortress’ water supply and the placement of powder depots.

Veklenko V.A.
Archaeological Research of the Bogoroditski Fortress and its Posad: Preliminary Results

archaeology, Bogoroditski Fortress, Hetman Ivan Mazepa, Cossacks, neck crosses, Samara, Old Samara

The paper is devoted to the first results of the many years of archaeological excavations of an outstanding construction of the Late Medieval and early Modern Epoch: the Russian Bogoroditski (Novobogoroditski) Fortress, raised in 1688 in the place of the old Cossack town Samar’, first known owing to the charter of the Polish king Stefan Batory of 1576. Some discovered objects are analyzed, found both as a result of studying the remains of constructions and the cultural layer. The author also focuses on the history of the fortress within the context of military and political events of the late 17th and early 18th centuries.

Baranova S.I.
“Archdeacon Stefan” and others: regarding the Glazed Tile Décor of Zaiauziye Seventeenth-Century Churches

tile decor, glazed tiles, Goncharnaya Sloboda, potter’s furnace, tiled frieze, ceramic icon

The paper deals with the history of the construction of churches with tiled décor in one of the oldest Moscow districts – Zayauziye (regions beyond the Yauza River), where Goncharnaya (Potter) Sloboda, which in the 17th century was the center of ceramic production, was located. For the first time the tile décor of the Church of Archdeacon Stefan (1701), taken down in 1932, is being studied. Some glazed tiles, preserved in museum collections, and archive materials allow us to reconstruct the ceramic décor of the building, where, apart from the traditional ways of using tiles as an embellishment, one can see an interesting innovation – ceramic plates on the wall with full-length representations of the Evangelists. The author suggests that the construction and the adornment of the church was sponsored by the parishioners – masters specializing in ceramics, for whom presenting tiles for their church was a form of donation and an example of “guild patriotism”.

Nikitina T.L.
Frescoes of the Savior-on-the-Torg Church in Rostov: the Interpretation of the Elite Tradition in Posad Culture

early Russian art, 17th century, monumental painting, Rostov the Great

The paper analyzes the monumental wall-painting of the Savior-on-the-Torg Church in Rostov the Great, created in the early 1690s and commissioned by the inhabitants of the Rostov posad (town), in the light of its connection with the “high” fresco tradition, that had been formed at the court of the Rostov metropolitan. It also studies the characteristic features of the compositional structure of the wall-paintings, its subject matter and iconography. The author stresses her attention on the hypothesis that these compositions were made by local masters.

Zaruchevskaya E.B.
St. Nicholas’ Church in the Village Zachachiye of the Arkhangelsk Region: History of Construction

Zachachiye Parish, church complex, St. Nicholas’ Church, building history, Karetnikov A.A.

The paper is devoted to the history of the construction of a well-known building of Russian wooden architecture. St. Nicholas’ Church is studied within the general context of a group of edifices of the Zachachinski Parish, consisting of three churches and a bell-tower. The author, basing her analysis on freshly-discovered written and graphic sources, as well as on new photo-documents, defines the principal stages of construction, looks into the changes that took place in the architecture of parish churches and accompanying edifices. The published materials allow the reader to see in a different light some of the pages of the history of wooden architecture.

Maciel Sánchez L.
The Light of Lavra in Partibus Infidelium: Ukrainian Forms in 18th-Century Siberian Architecture

Tobolsk, baroque, Siberia, tradition, transformation, Ukrain, metropolitan, artistic model

The only part of Russia of the late 17th - first half of the 18th century where Ukrainian forms became the basis of local architectural schools was Siberia. The key Ukrainian figure was metropolitan Filofey Leshchinski (1650–1727), a fervent preacher among native pagans and Old Believers and a true apostle of Siberian lands. The splendid Trinity Monastery in Tiumen’ (1708–1741), which copied the Kiev Lavra, was his main architectural legacy. “Ukrainianisms” were adopted by Siberian architectural traditions as symbolic models and also as simply a building method. Tobol’sk masons succeeded in the blending of Ukrainian façades with traditional Russian volumes. If composition with “big octagon” wasn’t a great achievement, the churches with “little octagon” — the first was “Archangel Michael” (1745–1749) in Tobol’sk — were successfully adopted by different local traditions and were built throughout Siberia till the early 19th c.

Nikolayeva M.V., Shakhova A.D.
Urban Estate in Tverskaya St. of the White Town, in the Parish of the Church of St. Basil of Neocaesaria: History of the Formation of the Grounds, its Buildings and Owners in the 17th-19th centuries

Moscow estates of the nobility, 17th-19th cc., contract building, written and graphic sources

The paper is dedicated to a nobleman’s estate, located in the center of Moscow, in Tverskaya St., in the Parish of the Church of St. Basil of Neocaesaria. Its history can be traced through a period of three centuries: its owners in the 17th and in the first half of the 18th centuries were Princes Tiufiakin, then the Kiseliovs, in the 19th century – General-Field Marshal Count I.V. Gudovich and others. The borders of the territory of the estate in question in Tverskaya St., that can be studied from 17th-century documents, were substantially altered in the 1720s-1740s by its owner Feodor Grigorievich Tiufiakin, after he bought some of the land that had belonged to his neighbors. The construction of the principal building of the estate is also connected with the name of G.F. Tiufiakin – a residential stone house, commissioned in 1734 from the Bykov brothers, peasants from the Yaroslavl Uyezd, in 1734. And in 1744 the construction was completed by the peasants from the same area – S.M. Pleshakov and A.I. Yershev. Newly-discovered sources – both from archives and published ones (written and graphic) – allowed historians not just to establish the succession of owners, to reconstruct the stages of formation of one of the city’s nobility’s estates and to show, to a certain degree, its appearance in terms of architecture and urban planning, but also to establish its place within the city’s environment and its topographic landmarks of the 17th, 18th and 19th centuries.

Shumilkin S.M.
Trade Fairs in Russian Urban Planning in the 17th-19th Centuries

trade fair centers of Russia, 17th-19th centuries, planning of large complexes

The current paper, for the first time, looks into the issue of the geographical location and evolution of interrelations of the main trade fair centers of Russia of the 17th – early 20th centuries. The author focuses his attention on their architecture and lay-out, as well as on their types within the town environment. Studying the most important fairs of the 19th century - Korennaya, Makarievskaya and Nizhegorodskaya – he analyzes their architecture and structure, the formation of fair trade centers as large multifunctional complexes, planned with the participation of significant architects of the capital.

Buraya I.V.
Stylistic Characteristics of Syzran Architecture in the 18th – Early 20th Centuries

urban-planning, Samara Region, Simbirsk Government, Middle Volga, architectural style, Syzran

The paper deals with the development of architectural style in Syzran – the former district (uyezd) center of the Simbirsk Government (presently Samara Region).
The author describes the specific features of the formation and development of the architectural style of the town from the 18th to the 20th centuries, as well as landscape, social-economic and other factors influencing Syzran’s urban development, which shaped its singular appearance during the period in question. The work, in studying local architecture, focuses on different types of constructions: churches, private residences, public offices and industrial buildings.

Korentsvit V.A.
Is Paul I the Author of the Kharlampiyev Monastery in Gatchina?

Kharlampiyev Monastery near St. Petersburg, Andreyan Zakharov, Gatchina, Maltese Order, architect, Emperor Paul

Russian Emperor Paul I, assuming patronage over the Maltese Order, that had been oppressed by Napoleon, received the rank of its Grand Master. In his residence in Gatchina, near St. Petersburg, in the palace church there were kept the principal relics of the order. On the outskirts of the park the Prior’s Palace appeared, and the Monastery of St. Charalampias was founded for the order. We have extant project drafts of the religious house with Paul’s remarks: “Be it so. Year 1800”. One of the drafts is signed by the great Russian architect A.D. Zakharov. The construction of the monastery was stopped soon after Paul was assassinated in March 1801. Parts of the edifices that have been already completed were now taken down, so there were no visible traces left of them. Archaeologist V.A. Korentsvit, making some digs in 2006, has established the exact location of the monastery. Analyzing the drafts aroused doubts regarding the authorship of the famous Andreyan Zakharov. A hypothesis is being put forward in the paper, that the real author of the unconvincing project was not a professional architect, but the particularly passionate romantic Paul I, who was so interested in architecture.

Ovsiannikov S.N., Sorokina M.N.
Buildings Based on K.I. Rossi’s Projects in Rybinsk and their Fate

classicism, Rybinsk architecture, façade projects, exchange, gostinny dvor, merchants’ town houses, K.I. Rossi

The famous St. Petersburg architect Karl Rossi, at an early stage of his career, in the autumn of 1811, created eighteen façade projects of public and private buildings for the provincial town of Rybinsk. The present paper, for the first time, includes full information, collected from various sources, regarding the circumstances in which these projects appeared. It also describes the future of some of the constructions, that these projects refer to. The majority of them have not come down to us, and not a single edifice preserved the appearance that had been designed by the famous master of architecture. The authors come to the conclusion that the inhabitants of a provincial town could not fully appreciate the significance of Rossi’s design, and, probably, did not connect it with his name. At the same time, it is obvious that his work did not pass unnoticed for the architectural aspect of Rybinsk.

Ivanova-Ve’en L.I., Pechionkin I.E.
Reconstruction of the Complex of Buildings of the Stroganov College in 1890-1892 (Architect S.Y. Soloviov)

Moscow, historicism, Neo-Renaissance, museum buildings, Soloviov, Bykovski, architectural ceramics

The paper describes a stage in the history of a group of buildings in Rozhdestvenka St. (presently the MARKhI). In 1890 the city estate was handed over to the Stroganov College. Lack of financing did not allow the new owners to tear down the old edifices, which for a long time had functioned as clinics of the Moscow University, and to erect in their place something new. It was decided to make a reconstruction, which was commissioned from S.Y. Soloviov, a young graduate of the Imperial Academy of Arts. Working out a new plan for the main edifice and raising a house at the corner of Rozhdestvenka and a side street, Soloviov created a group of new halls, designed for teaching students, for demonstrating the collection of the Arts and Industry Museum, for the chancellery and the apartments of the college employees. The new front of the main building, reconstructed by Soloviov in the Neo-Renaissance Style, and ornamented with majolica elements, made the Rozhdestvenka project a rare example, in Moscow, of civil architecture of the period of Historicism.

Nashchiokina M.V.
A Project of Edward Niermans in Moscow

E. Niermans, Art Nouveau, store of R. Kӧler, commercial interior, mosaic panel, apartment house owned by A.A. Orlov-Davydov

The paper is dedicated to defining more precisely the attribution and to the comparative study of a unique example of French Art Nouveau – the interior of R. Kӧler’s Store in Nikolskaya St. in Moscow. A magnificent ensemble, dating to the early 20th century, of multicolored glass mosaics, depicting flowers, that decorate the vaulting and the inner sides of window openings and doorways, has come down to us. Here one can see a splendidly executed full palette of Art Nouveau. The author also establishes a connection between R. Kӧler’s commission and an elegant set of commercial furniture, which until recently decorated a chemist’s shop in Pervaya Tverskaya-Yamskaya Street.

Kirikov B.M.
Building of the Joint-Stock Company “Singer & Co”: Compositional and Stylistic Features

St. Petersburg modernist style, architect P.Y. Suzort, architect E. Flagg, Nevski Boulevard, early office buildings

The paper deals with the history of creation and with stylistic and compositional features of the “Singer” Company Building – the most well-known example of St. Petersburg Art Nouveau, raised in 1902-1904, by the distinguished architect P.Y. Suzort. For the first time in Russian historical studies the author writes about the participation of E. Flagg, an American architect, in the project. He analyzes P.Y. Suzort’s project and its realization, stressing its characteristic features, influenced by various American and European architectural schools. The author also notes the structural innovations of this early Russian office building with a metal carcass. Special attention is given to the urban planning role of the “Singer” Company House, a new architectural accent in St. Petersburg’s center, establishing its connection with the previously existing vertical dominants and with the historical context of the Nevski Boulevard ensemble.

Kirichenko E.I.
The Gorki Estate and its Historical Prototypes

F.O. Shekhtel, Z.G. Morozova, Russian classicist estates, M.D. Bykovski, Marfino, Petrovskoye-Dalneye, Valuyevo

The Gorki estate is the last large architectural ensemble, created by F.O. Shekhtel in pre-revolutionary Russia. Beginning with his first projects of manors of the late 1880s and ending with the Gorki Estate of the 1910s F.O. Shekhtel used the same principle of structuring the space of the estate, which in Russian architecture had been first introduced by M.D. Bykovski, when in the 1830s he was rebuilding the Marfino estate. The essence of this approach is to preserve in their places the preceding constructions of the ensemble, at the same time radically changing the principle and the park facades of the manor. The old main front was turned into the park front and vice versa. The result brought alterations in the scenario of approaching the central building from the entrance of the estate. As to the appearance of the edifices, it changed following the evolution of architectural styles.

Ushakova O.B.
The Works of the Finnish Architect Olivia Lӧnn and her Project – the Hospital of the Society of Nurses in the Town Serdobol (Sortavala)

woman-architect, modernist architecture, educational institution buildings, firehouses

The name of Olivia Mathilda Lӧnn (Wivi Lӧnn) is not very well-known in Russia, even though she was the first female architect in Europe, and did not just receive education as an architect, but created her own architectural bureau. We should remember, however, that until 1917 the Grand Duchy of Finland, where Wivi Lӧnn worked, was a part of the Russian Empire. Wivi Lӧnn’s most creative years corresponded with the first decades of the 20th century. The paper focuses on the role that Wivi Lӧnn’s works played in the appearance of such Finnish cities as Tammerforsch (Tampere) and Jyväskylä in the early 20th century. In present-day Russia, in the town Sortavala, we can see the only building in our country, created by Wivi Lӧnn: the Hospital of the Society of Nurses, erected in 1907. The paper describes the history of the creation of this edifice, emphasizing its role within the context of Sortavala urban planning.

список статей (глав)
Масиель Санчес Л.К. Свет Лавры in partibus infidelium: «украинизмы» в архитектуре Сибири XVIII в.

Купить эту книгу в Интернет-магазине Озон

Купить эту книгу в Интернет-магазине My-shop.ru

Купить эту книгу в Интернет-магазине biblion.ru

Искать эту книгу в сетевых магазинах

другие книги на эту же тему
Архитектура общественных зданий. Архитектурное наследство. № 1. , 1948
Архитектурное наследство. Выпуск 52. М., 2010
Архитектурное наследство. Выпуск 50. М., 2009
Архитектурное наследство. Выпуск 55. М., 2011
Архитектурное наследство. Выпуск 53. М., 2010
Архитектурное наследство. Выпуск 51. , 2009
ссылки



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter