[1] В.Г.Лисовский. Архитектор О.Р.Мунц. Ленинградская панорама, 1988, N11. – С. 22.

[2] Неизменность форм здесь вступала в противоречие с прогрессирующим характером строительства.

[3] О.Р.Мунц. Парфенон или Св.София? АХЕ, 1916, N2. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. М., 1975. – С. 77.

[4] Там же. – С. 75.

[5] Здесь и далее цитаты без указания источника см.: О.Р.Мунц. К вопросу о застройке Тучкова буяна в С.-Петербурге. АХЕ,1914, N19. – Сс. 221-225.

[6] АХЕ, 1917, N15-17. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 78.

[7] Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 72.

[8] Е.И.Кириченко. Архитектурные ансамбли Москвы 1830-1860-х гг. АН. Вып. 24. 1976. – С. 3.

[9] ИГД, 1913, N18. – С. 4272; во всех материалах он фигурирует как “городской музей”.

[10] См. статьи Б.М.Кирикова, дисс. А.В.Бурдяло “Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX – начала XX века”.

[11] И.А.Фомин. Из моего творческого опыта. Архитектура СССР, 1933, N5. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 128.

[12] Здесь и далее цитаты без указания источника см.: И.А.Фомин. Проект застройки территории Тучкова Буяна. АХЕ, 1915, N49. – Сс. 469-474.

[13] Впрочем, Фомин выражает сомнение в осуществимости этого.

[14] В.Г.Лисовский. И.А.Фомин. Л., 1979. – С. 79.

[15] Там же. – С. 81.

[16] С отношением длины к ширине, близким к тому, которое Альберти называет идеальным, а Бринкман - утрированным (2:1).

[17] Разумеется, мы делаем поправку на различие масштабов.

[18] Подобный прием постановки центрального объема с “отступом” – см. здание Смольного института.

[19] ИГД, 1913, N18. – С. 4273.

[20] Такая компоновка неудобна с функциональной точки зрения.

[21] Небольшие аванзалы также предшествуют аудиториям торцовых павильонов.

[22] См.: М.Б.Михайлова. Типы сооружений античности в архитектуре русского классицизма. АН. Вып. 26. 1978.

[23] См. дом Лобанова-Ростовского, стасовские казармы Павловского полка.

[24] Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 127.

[25] Из работ более раннего времени назовем фельтеновскую Армянскую церковь или проект Палладио виллы Триссино в Меледо.

[26] И.А.Фомин. Историческая выставка архитектуры в С.-Петербурге. Старые годы, 1908, июль-сентябрь. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 114.

[27] В.Г.Лисовский. Ук. соч. – С. 82.

[28] Там же.

[29] Предпочтение Фомин отдает локальной, петербургской традиции – так что колонны выглядят диссонансом.

[30] Например, в проекте виллы в Крыму (1908) использован тот же ренессансный мотив равнопролетной ордерной аркады, к которому впоследствии прибегнет М.С.Лялевич в проекте Торгового дома Мертенс.

[31] Вряд ли стоит оспаривать тот факт, что художественная разносторонность, универсальность дарования и интересов была свойственна Дубинскому в меньшей степени, чем Фомину.

[32] См.: Зодчий, 1912, N36.

[33] Здесь и далее цитаты без указания источника см.: М.Х.Дубинский. Застройка Тучкова буяна. АХЕ, 1914, N33. – Сс. 313-319.

[34] Особо наглядно пространственную структуру выявляют подчеркнутые тушью на карандашном эскизе оси и очертания планов.

[35] “Эскиз. выставки город.” Относящиеся, вероятно, к этой же работе фасады выдержаны в стилистике раннего неоклассицизма и сочетают классические элементы (сдвоенную дорику, портики кариатид, ионические колоннады) с композицией в духе модерна.

[36] Зодчий, 1912, N50. – С. 501.

[37] Дубинский использует гирлянды.

[38] И.А.Фомин. О русской архитектуре начала XIX века. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 116.

[39] Аналогичное решение – в проекте Дубинского грязелечебницы в Железноводске.

[40] Можно провести аналогии и с садовым фасадом Михайловского замка, и с парижским Большим дворцом, и с современным конкурсу проектом здания Управления Южных железных дорог в Харькове арх. А.И.Дмитриева и Д.С.Ракитина.

[41] Зодчий, 1912, N50. – С. 501.

[42] Вспомним лоджии восточного фасада Лувра.

[43] Эту дань традиции архитектурной графики модерна Дубинский приносит и в проекте 1912 г., и в других работах.

[44] На этом приеме мы останавливались выше.

[45] Сходно и отношение к архитектуре европейского средневековья. Общность выявляется также в стремлении сделать столицы двух государств ареной реализации градостроительной утопии и в ориентации на идею регулярного города.

[46] Лишь в центральном объеме выставочного здания он сопоставлен с большим коринфским.

[47] Напомним, что архитектор отказался от запланированных первоначально одинаковых шестиколонных портиков для зданий музеев и съездов.

[48] И, соответственно, более удачные условия обозрения со стороны исторических ансамблей.

 

  TopList
А

return_links(); ?>