[1] В.Г.Лисовский.
Архитектор О.Р.Мунц. Ленинградская панорама, 1988, N11. – С. 22.
[2] Неизменность форм здесь
вступала в противоречие с прогрессирующим характером
строительства.
[3]
О.Р.Мунц. Парфенон или Св.София? АХЕ, 1916, N2. Цит.
по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. М., 1975. – С. 77.
[4] Там же. –
С. 75.
[5] Здесь и далее цитаты без
указания источника см.: О.Р.Мунц. К вопросу о застройке Тучкова буяна в
С.-Петербурге. АХЕ,1914, N19. – Сс. 221-225.
[6]
АХЕ, 1917, N15-17. Цит. по: Мастера советской
архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 78.
[7]
Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1.
– С. 72.
[8]
Е.И.Кириченко. Архитектурные ансамбли Москвы
1830-1860-х гг. АН. Вып. 24. 1976. – С. 3.
[9]
ИГД, 1913, N18. – С. 4272; во всех материалах
он фигурирует как “городской музей”.
[10]
См. статьи Б.М.Кирикова, дисс. А.В.Бурдяло
“Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX – начала
XX века”.
[11]
И.А.Фомин. Из моего творческого опыта. Архитектура
СССР, 1933, N5. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре.
Т. 1. – С. 128.
[12]
Здесь и далее цитаты без указания источника см.:
И.А.Фомин. Проект застройки территории Тучкова Буяна. АХЕ, 1915, N49. –
Сс. 469-474.
[13]
Впрочем, Фомин выражает сомнение в осуществимости
этого.
[14] В.Г.Лисовский.
И.А.Фомин. Л., 1979. – С. 79.
[15]
Там же. – С. 81.
[16]
С отношением длины к ширине, близким к тому, которое
Альберти называет идеальным, а Бринкман - утрированным (2:1).
[17]
Разумеется, мы делаем поправку на различие
масштабов.
[18] Подобный прием
постановки центрального объема с “отступом” – см. здание
Смольного института.
[19]
ИГД, 1913, N18. – С. 4273.
[20]
Такая компоновка неудобна с функциональной точки
зрения.
[21] Небольшие аванзалы
также предшествуют аудиториям торцовых павильонов.
[22]
См.: М.Б.Михайлова. Типы сооружений античности в
архитектуре русского классицизма. АН. Вып. 26. 1978.
[23]
См. дом Лобанова-Ростовского, стасовские казармы
Павловского полка.
[24]
Цит. по: Мастера советской архитектуры об
архитектуре. Т. 1. – С. 127.
[25]
Из работ более раннего времени назовем фельтеновскую
Армянскую церковь или проект Палладио виллы Триссино в Меледо.
[26]
И.А.Фомин. Историческая выставка архитектуры в
С.-Петербурге. Старые годы, 1908, июль-сентябрь. Цит. по: Мастера советской
архитектуры об архитектуре. Т. 1. – С. 114.
[27]
В.Г.Лисовский. Ук. соч. – С.
82.
[28] Там
же.
[29] Предпочтение Фомин
отдает локальной, петербургской традиции – так что колонны выглядят
диссонансом.
[30]
Например, в проекте виллы в Крыму (1908) использован
тот же ренессансный мотив равнопролетной ордерной аркады, к которому
впоследствии прибегнет М.С.Лялевич в проекте Торгового дома
Мертенс.
[31] Вряд ли стоит
оспаривать тот факт, что художественная разносторонность, универсальность
дарования и интересов была свойственна Дубинскому в меньшей степени, чем
Фомину.
[32] См.: Зодчий, 1912,
N36.
[33] Здесь и далее цитаты
без указания источника см.: М.Х.Дубинский. Застройка Тучкова буяна. АХЕ, 1914,
N33. – Сс. 313-319.
[34]
Особо наглядно пространственную структуру выявляют
подчеркнутые тушью на карандашном эскизе оси и очертания
планов.
[35] “Эскиз. выставки
город.” Относящиеся, вероятно, к этой же работе фасады выдержаны в
стилистике раннего неоклассицизма и сочетают классические элементы (сдвоенную
дорику, портики кариатид, ионические колоннады) с композицией в духе
модерна.
[36] Зодчий, 1912, N50.
– С. 501.
[37]
Дубинский использует гирлянды.
[38]
И.А.Фомин. О русской архитектуре начала
XIX века. Цит. по: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1.
– С. 116.
[39]
Аналогичное решение – в проекте Дубинского
грязелечебницы в Железноводске.
[40]
Можно провести аналогии и с садовым фасадом
Михайловского замка, и с парижским Большим дворцом, и с современным конкурсу
проектом здания Управления Южных железных дорог в Харькове арх. А.И.Дмитриева и
Д.С.Ракитина.
[41]
Зодчий, 1912, N50. – С. 501.
[42]
Вспомним лоджии восточного фасада
Лувра.
[43] Эту дань традиции
архитектурной графики модерна Дубинский приносит и в проекте 1912 г., и в
других работах.
[44]
На этом приеме мы останавливались
выше.
[45] Сходно и отношение к
архитектуре европейского средневековья. Общность выявляется также в стремлении
сделать столицы двух государств ареной реализации градостроительной утопии и в
ориентации на идею регулярного города.
[46]
Лишь в центральном объеме выставочного здания он
сопоставлен с большим коринфским.
[47]
Напомним, что архитектор отказался от
запланированных первоначально одинаковых шестиколонных портиков для зданий
музеев и съездов.
[48]
И, соответственно, более удачные условия обозрения
со стороны исторических ансамблей.