Куратор: Владимир Белоголовский Выставочный дизайн: Владимир Охулков и Елена Орлова Спонсор: Архитектурный фонд Гарри Сайдлера Гарри Сайдлер был первым архитектором, кто наиболее полным образом выразил в архитектуре принципы "Баухауза" в Австралии на примере своего первого проекта – дома матери Розы Сайдлер (Варунга, Сидней, 1950). Всю свою жизнь, Сайдлер был по его собственным словам “факелоносцем модернистской архитектуры” – искренним миссионером идей модернизма. За почти шестидесятилетнюю карьеру архитектор построил 120 зданий и комплексов в Австралии, Австрии, Франции, Израиле, Италии, Мексике и Гонконге. Заслуги Сайдлера отмечены многими наградами, в том числе Орденом офицера Британской Империи (1972) и Золотой медалью Королевского австралийского института архитекторов (1976), он стал почетным гражданином Австралии (1985), кавалером Ордена Австралии (1987) и лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов (1996).
Гарри Сайдлер родился в Вене в зажиточной еврейской семье. После аннексии Австрии гитлеровской Германией, будучи пятнадцатилетним подростком, Гарри вынужден был бежать в Англию. В мае 1940 года он был интернирован британскими властями как “гражданин враждебного государства” и отправлен в лагерь пленных в Квебек, Канада. В октябре 1941 года Сайдлер был освобожден из лагеря для обучения в университете Манитобы в Виннипеге, который окончил в 1944 году со степенью бакалавра архитектуры. Он продолжил учебу в Гарварде (1944-46 гг.) у Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера, после чего изучал теорию дизайна и цвета в Black Mountain College в Северной Каролине у художника Джозефа Алберса (1946). После двух лет работы первым помощником в нью-йоркском офисе Бройера, мать Сайдлера, заказала Гарри проект своего дома в Австралии, куда родители иммигрировали после войны. По дороге в Австралию, Сайдлер несколько месяцев стажировался у Оскара Нимейера в Рио де Жанейро.
Легко узнаваемые работы архитектора, которые отличаются четкой геометрией; барочной по своему характеру; динамично сбалансированными композициями; пониманием конструкций и материалов и изобретательностью в использовании солнцезащитных приспособлений, столь необходимых в условиях яркого австралийского солнца, выделяют Сайдлера как одного из наиболее бескомпромиссных и выразительных архитекторов послевоенного периода. Его архитектура основана на множестве источников и влияний, которые он стратегически подбирал и рафинировал в течение всей карьеры – уверенность, социальное значение архитектуры и колаборационный подход в проектировании от Гропиуса; сила бетона и теплота дерева от Бройера, использование стандартизированных строительных систем и экспрессивного конструктивного языка от Пьера Луиджи Нерви, скульптурную текучесть и лирические формы от Нимейера, и глубокое понимание того, как современный человек реагируют на феномен визуального восприятия от Алберса. С середины шестидесятых почерк Сайдлера все четче становится подвержен влиянию произведений американских художников-экспрессионистов: Александра Колдера, Нормана Карлберга, Сола ЛеВитта, Чарльза Перри и Френка Стеллы, эволюционируя в характерный, персональный художественный язык. Работы Сайдлера, даже самые скульптурные и экспрессивные, никогда не случайны. Его грациозные формы всегда обоснованы рациональным планированием, отличаются эффективностью стандартизированного строительства и социальными и энергосберегающими соображениями.