С момента появления в России первых железных дорог их строительство стало делом государственной важности. По традиции, заложенной еще Николаем I, проекты новых линий утверждали и курировали лично российские императоры. Железнодорожные магистрали строили лучшие инженеры и архитекторы.
ОАО «РЖД» достались в наследство сотни красивейших исторических зданий: депо, водонапорные башни, вокзалы, служебные постройки. Многие из них созданы выдающимися зодчими: К. Тоном, Л. Кекушевым, И. Ивановым-Шицем, А. Бенуа, А. Щусевым.
Однако ОАО «РЖД» явно не дорожит полученным. За последние десять лет железнодорожное наследие России понесло невосполнимые потери. В экспозиции собраны примеры:
- бессмысленных сносов (Веерное депо в Москве, вокзал в Войсковицах Ленинградской области, подмосковная платформа Ильинское – последний дачный вокзал России); - безграмотной реконструкции и искажения исторического облика (вокзал станции Кипрево во Владимирской области; многочисленные постройки Московской окружной железной дороги); - зданий под угрозой уничтожения (вокзал станции Сеятель в Новосибирске); - сгоревших вокзалов (Калязин Тверской области, платформа Курорт в черте Петербурга), заброшенных зданий (практически все водонапорные башни).
На выставке представлены около полусотни объектов, демонстрирующих все богатство архитектурного наследия железных дорог, потеря которого недопустима.
«Архнадзор» и Московский союз архитекторов рассчитывают, что экспозиция привлечет внимание общества и профессионалов к проблеме его сохранения.