Выставка проходит в рамках Всероссийских дней единых действий в защиту культурного наследия – и одновременно приурочена к десятилетию ОАО «Российские железные дороги». Выставка демонстрирует результаты обращения РЖД с объектами культурного наследия по всей России: от Пскова до Тайшета, от Архангельска до Москвы.
С момента появления в России первых железных дорог их строительство стало делом государственной важности. По традиции, заложенной еще Николаем I, проекты новых линий утверждали и курировали лично российские императоры. Железнодорожные магистрали строили лучшие инженеры и архитекторы. ОАО «РЖД» достались в наследство сотни красивейших исторических зданий: депо, водонапорные башни, вокзалы, служебные постройки. Многие из них созданы выдающимися зодчими: Константином Тоном, Львом Кекушевым, Илларионом Ивановым-Шицем, Александром Бенуа, Алексеем Щусевым. Однако ОАО «РЖД» явно не дорожит полученным. За последние десять лет железнодорожное наследие России понесло невосполнимые потери.
В экспозиции собраны примеры:
- бессмысленных сносов (Веерное депо в Москве, вокзал в Войсковицах Ленинградской области, подмосковная платформа Ильинское – последний дачный вокзал России); - безграмотной реконструкции и искажения исторического облика (вокзал станции Кипрево во Владимирской области; многочисленные постройки Московской окружной железной дороги); - зданий под угрозой уничтожения (вокзал станции Сеятель в Новосибирске); - сгоревших вокзалов (Калязин Тверской области, платформа Курорт в черте Петербурга), заброшенных зданий (практически все водонапорные башни).
Всего на выставке представлены около полусотни объектов, демонстрирующих все богатство архитектурного наследия железных дорог, потеря которого недопустима.
«Архнадзор» рассчитывает, что экспозиция привлечет внимание общества и профессионалов к проблеме его сохранения.