После распада Советского Союза многие думали, что массовому строительству жилья высокой плотности из сборных элементов пришел конец. Ведь подобное случилось в Западной Европе, где идея возведения таких комплексов была оставлена еще на исходе 1970-х годов. Однако на территории бывшего СССР этого не произошло. Во многих бывших советских республиках, равно как и в огромном количестве стран Азии и Африки, такой тип жилого строительства практикуется весьма успешно. Плюсы стандартизации и тиражирования типовых проектов с лихвой покрывают минусы методологии. Отсюда можно заключить, что эти страны собираются повторить те же ошибки, которые были сделаны европейскими градостроителями в 60-х и 70-х годах ХХ века.
В 2009 году организаторы международной архитектурной биеннале в Роттердаме пригласили к участию голландского архитектора Барта Голдхорна, издателя ведущих российских профессиональных СМИ (журналов «Проект Россия», «Проект International» и «Проект Балтия») и постоянного куратора Московской биеннале архитектуры.
Барт Голдхорн предложил новый взгляд на массовое строительство. В центре внимания три типа городов: Модульный город. Основной элемент строительства в таком городе – модуль: секция. Этот модуль повторяется, чтобы заполнить строительную площадку. Таким способом возводилось жилье в Западной Европе в 1960–1970-х годах, так до сих пор строятся жилые дома в России и многих странах в Азии, Северной Африке и Южной Америке. Дизайнерский город – это ответ европейских архитекторов низкокачественной застройке модульного города. В этом городе всё контекстуально, индивидуально и подчинено авторскому замыслу. Но этот город – дорогой: на его проектирование тратится много сил и времени. Каждый дом должен быть спроектирован, просчитан и согласован. Такой процесс можно было осуществить благодаря буму стоимости недвижимости, который в Европе длился последние 20 лет. Представляется сомнительным, что подобная модель может быть использована в развивающихся странах. Город кварталов – город, изобретенный Голдхорном с целью соединить преимущества дизайнерского и модульного типов. Для этого он сравнивает архитектуру с разными сферами производства, например с изготовлением одежды, видео и кораблестроением. В этих и многих других отраслях стоит вопрос: как различия в содержании могут быть соединены с принципом массового производства? Решение – введение стандартов, фиксирующих размеры или форматы при одновременном обеспечении максимума свободы в содержании.
В строительстве подобное может быть достигнуто внедрением стандартов размера квартала. Использование этого принципа поможет городам избежать ошибок, которые были сделаны европейцами при строительстве жилых районов в 1960-х.
После выставки 2009 года в Роттердаме Барт Голдхорн получил возможность протестировать концепт, организовав конкурс на строительство нового города на 40 тысяч жителей на юге Москвы. Результатом стали четыре генплана известных европейских архитекторов, где 80 % кварталов имеют стандартный размер, а также предложения по решениям стандартных кварталов от 210 архитекторов со всего мира.
В настоящий момент многие производители жилья чувствуют необходимость изменить практику панельного домостроения и разрабатывают новые типовые проекты, основанные на принципах квартальной застройки. Внедрение единого стандарта для размера этих кварталов позволит застройщикам применить свою продукцию на разных территориях: создается открытая система городского развития, которая позволит городам расти естественном образом.