пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

IX Иконниковские чтения

конференция современная архитектура
  дата: 21.01.2013 - 22.01.2013 11:00
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Российская Академия архитектуры и строительных наук (РААСН)
ул. Большая Дмитровка, 24.
  организатор: НИИТИАГ РААСН (бывший НИИТАГ)
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК (РААСН)
  контакты: тел./факс: (495) 965-02-55
niitag@yandex.ru
  ссылки: www.niitag.ru
  Международная научная конференция IX Иконниковские чтения. Тема конференции: «Архитектурная мысль в потоке перемен: традиционные и новые ценности профессии»
 
IX Иконниковские чтения
IX Иконниковские чтения
связанные события:
20.01.2011 - 21.01.2011
конференция

VIII Иконниковские чтения
20.01.2009 - 21.01.2009
круглый стол

VII Иконниковские чтения. Тема: «Архитектура в диалоге с человеком»
19.01.2009
круглый стол

VI Иконниковские чтения
22.01.2008
круглый стол

V Иконниковские чтения на тему «Взаимовлияние архитектуры и культуры»
27.01.2007
круглый стол

IV Иконниковские чтения
пресс-релиз:
Пост-релиз

21-22 января прошли очередные, девятые по счету, Иконниковские чтения. Это мероприятие является данью памяти А.В.Иконникову и приурочены к его дню рождения 20 января. Конференция этого года проходила под темой "Архитектурная мысль в потоке перемен: традиционные и новые ценности профессии". На конференции было представлено 20 докладов и еще три были поданы в письменном виде.

Заседание открыла доктор архитектуры И.А. Добрицына. С первым докладом на тему "Судьба теории архитектуры" выступил доктор искусствоведения Александр Гербертович Раппапорт. Он констатировал интеллектуальную капитуляцию архитекторов и посетовал на то, что сегодня под архитектурной теорией понимают все что угодно, и семиотику, и философию, и прочую синергетику. По словам Александра Гербертовича, теоретические знания востребованы прежде всего в образовании, но у нас совершенно утрачен институт преемственности учителя и ученика. Кроме того, в современной России архитектура является самым непопулярным искусством. Вся страна знает певцов, актеров, политиков, а именами архитекторов не интересуется никто за пределами узкого круга специалистов.

Доклад Сергея Ситара "Архитектоника и исторический процесс" обращал внимание на все возрастающие противоречия в теории архитектуры, а значит и в архитектурной практике.  Архитектура — попытка свести многообразие к некоторому системному единству, но для наших городов, являющихся во многом результатом таких попыток, характерно состояние фрагментированности, а для проектов последнего времени и ощущение оторванности от территории. Архитектура увязла в зависимости от других дисциплин и мало проявляет себя самостоятельно. Но целесообразно ли сегодня, при необходимости усиления междисциплинарных связей, пытаться отделиться, автономизироваться?

Доктор архитектуры Михаил Валерьевич Шубенков в докладе "Форма города как предмет современной архитектурной теории" говорил о смене градостроительной парадигмы, которая происходит в течение последних лет, и акцентировал внимание на появившиеся в связи с этим узкие специализации, например градостроитель-социолог или градостроитель-экономист. Он также отметил необходимость обновления современной теории, упорядочивающей все системы архитектурного и градостроительного формообразования.

Доклад Кирилла Асса "Модернизм и смерть" сформировался по следам дискуссии Валерия Подороги и Евгения Асса, прошедшей прошлым летом в павильоне Школа парка Музеон. Кирилл Евгеньевич сравнил архитектуру с книгой, с той разницей, что книга нуждается в читателе, а в архитектуре читатель (житель) нуждается сам. Архитектура — это книга, обращенная в будущее и о будущем. Модернизм основан на функциональном подходе, это попытка упорядочивания, для чего расчленяли целое и собирали в новом, высшем порядке. Но,  расчленяя целое и живое, мы убиваем его. Это можно попробовать сделать с языком, но архитектура такого расчленения точно не потерпит. По словам Кирилла Евгеньевича, ошибка модернистов и конструктивистов состояла в попытке протянуть формалистские способы в архитектуру. Архитектура хоть и является искусством, но она и часть жизни.

Интересно, что на конференции было представлено целых два доклада, так или иначе затрагивающие личность и творчество Рема Колхаса. Доклад, прозвучавший в первый день и представленный кандидатом искусствоведения Анной Николаевной Шукуровой, назывался "Рем Колхас о современном урбанистическом пространстве". Из этого доклада слушатели узнали, что Рем Колхас не только архитектор, но еще и литератор и эссеист, в его текстах,  не переведенных пока на русский язык и обойденных вниманием в России,  высказано множество новейших концепций и введен ряд понятий.  Так, к ним можно отнести понятие "Лайт-урбанизм", который противопоставляется урбанизму как таковому и позволяет создавать переменчивые пространства, допускает одновременное существование многих градообразующих концепций. Понятие "Дженерик-сити" затрагивает проблемы центра и периферии, а именно ту ситуацию, в которой по мере удаления от центра окраина становится безликой и гомогенной. Эти концепции не являются изобретением Колхаса, это реальные тенденции, но в своих эссе он утрирует их и тем самым заостряет на них внимание.

Во второй день конференции прозвучал доклад "О теоретических взглядах Рема Колхаса на архитектурное наследие",  представленный доктором архитектуры Алексеем Серафимовичем Щенковым. Опираясь в своих рассуждениях на эссе Колхаса "Хронохаус", докладчик указал на то, что Рем Колхас — один из немногих, открыто декларирующих свои взгляды на этот сложный вопрос, и относится он к наследию скорее отрицательно. Колхас в своих текстах говорит, что исторический центр — это центр гравитации, источник идентичности города, а идентичность в свою очередь является смирительной рубашкой развития "Дженерик-сити" (о котором говорила Анна Николаевна днем ранее), который является городом без идентичности и без гравитации. В дискуссии, последовавшей после доклада, появилось мнение, что эссе «Хронохаус» Рема Колхаса, как и остальные — это скорее провокация, нежели манифест, что нужно принимать в расчет при прочтении этих работ.

Доктор архитектуры Ирина Александровна Добрицына представила доклад "Две тактики современной архитектуры: агрессия и защита". Архитектура — это прежде всего здания, а им положено защищать нас, но архитектура — это еще и искусство, которое всегда стремится к развитию и созданию нового. Но новизна всегда агрессивна, тогда как привычное, старое — защищает. Сегодня мы наблюдаем шквал технических новинок, с помощью которых ускоряется создание новых форм и принципов построения, и становится понятна агрессивность современной архитектуры. Ирина Александровна в своем докладе обратилась к трудам философа Эдмунда Берка, а именно к понятиям "прекрасного" и "возвышенного", которые являются двумя категориями эстетического. Эти категории имеют принципиальные различия, и их важно помнить тому, чья обязанность вызывать аффекты, — архитектору. Прекрасное связано с формой, с удовлетворением от созерцания, возвышенное же ближе к бесконечности, оно вызывает в человеке одновременно шок, но и прилив энергии. Возвышенной может быть картина природной стихии в своем буйстве. К возвышенному стремится современная архитектура, но часто приобретает излишние черты агрессии, особенно в сфере цифровых экспериментов.

Аспирант МАрхИ и преподаватель школы МАРШ Евгений Ширинян в своем докладе проводил сравнение развития советской и зарубежной теории архитектуры. Он продемонстрировал это на примере системы ордера в европейской и в постсоветской архитектуре, ведь ордер — это устоявшееся и всем понятное понятие, вполне достойное служить лакмусовой бумажкой. В докладе были представлены существенные различия в восприятии и значении ордера "у нас" и "у них". Автор обещал продолжить исследование этой темы и вывести ее за пределы короткого доклада.

Доктор архитектуры Игорь Андреевич Бондаренко в рамках доклада "Степени целостности городской среды" высказал предположение о том, что средовой подход размягчил требования к целостности городской среды, и что архитекторы часто ставят свои придумки выше удобства человека, предпочитая рафинированную эстетику в ущерб этике, совершая тем самым аморальные поступки. Красоту и художественность надо культивировать, уходя от архитектуроцентризма.

Александра Селиванова представила исторический доклад про А.Я.Александрова, бывшего заместителем председателя Союза Архитекторов в 30-е годы. Его личность и биография интересна тем, что точно неизвестно, кем он был по профессии и откуда родом. По некоторой информации до того, как появиться на должности в Союзе Архитекторов, он был партийным деятелем в Харькове. За те несколько лет, что он проработал среди архитекторов, он начал создание работ по теории архитектуры, но попал под репрессии. С тех пор о нем ничего неизвестно.

Аспирант НИИТИАГ РААСН Эдуард Хайман рассказал о воркшопе, который был проведен проектом Точка Ветвления в институте Стрелка летом прошлого года. Воркшоп был посвящен компьютерному параметрическому моделированию физических процессов, использованию биметаллов в архитектуре и адаптивным способам формообразования, то есть таким, которые связаны с физическими свойствами металлов.

За время конференции были озвучены и философские проблемы, и проблемы наследия, вопросы урбанистики, исторические изыскания. По словам организатора конференции Ирины Александровны Добрицыной, самая главная цель была достигнута — важнейшие темы были четко и в актуальном ракурсе представлены и проговорены.

Вне зависимости от того, какие темы были затронуты в каждом конкретном докладе, основным вопросом было преодоление отрыва теории от практики, и возможная ненужность теории в прежнем традиционном смысле. Но несмотря на то, что на конференции выступали в основном историки и теоретики архитектуры, присутствовавшие в зале практики остались довольны услышанным. Наталья Александровна Рочегова сказала, что практикам чрезвычайно приятно осознавать, что мысли, которые рождаются в голове у любого архитектора, оказывается уже давно сформулированы и отструктурированы. По словам Игоря Андреевича Бондаренко, за годы, пока архитектору на государственном уровне было запрещено думать, произошло отставание и как бы оглупление, и теперь возрождать теорию сложно, но она возрождается. Наука и практика нуждаются друг в друге, как бы они обе не утверждали обратное.

Алиса Прихудайлова






Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter