|
пресс-релиз:
История российско-немецких связей начиналась в XVII веке, когда в царских садах Измайлова работали приехавшие из Германии садовники. Немало архитекторов и садовых мастеров немецкого происхождения работало в России в петровское время. Две культуры, примерно равно удаленные от итальянских и английских традиций, были близки в своих поисках "естественного" паркового стиля. "Теория садового искусства" Кая Кристиана Лоренца Хиршфельда интересовала двух ярчайших людей екатерининской эпохи – сельского энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова и архитектора Николая Александровича Львова. Звездный час политических и садовых связей наступил в первой половине XIX века. Огромное королевство Пруссии становится стратегическим союзником александровской, а потом и николаевской России. В Потсдаме вокруг вилл и павильонов Шинкеля возникают пейзажные парки Шарля-Жозефа Ленне, а в Петергофе дворцы Андрея Штакеншнейдера окружают зеленые кулисы садового мастера Петра Эрлера. Близость этих ансамблей хорошо видна и сегодня.
В конце XVIII века в Россию приехала вюртембергская принцесса София, ставшая императрицей Марией Федоровной и одной их наиболее страстных любительниц садового искусства. Летняя резиденция Этюп, где она росла, давно исчезла, родовой замок теперь находится во Франции, но следы ее увлечения садом детства и особенно парком Хоэнхайма, богатым и полным фантазии, сохранились в Павловске. От дружбы между Александром I и Фридрихом Вильгельмом III осталась "Русская колония Александровка" в самом сердце Потсдама. Памятником родства между Романовыми и Вюртембергами стали виллы – Ольгин павильон и Петергофе и Вилла Берг в Штутгарте. Есть в истории взаимоотношений и мемориальный ландшафт – величественный мавзолей на огромном холме под Штутгартом, где покоится безвременно умершая вюртембергская королева Екатерина Павловна.
Культуры России и Германии вновь сблизились в период поисков нового искусства. Эпоха символизма и авангарда требовала от художников сплотиться вне стен Академий, вне городских условностей. Так возникли Абрамцево, Талашкино, Поленово в России, Ворпсведе, Мурнау, Колония Боссард в Германии. К последнему поколению, которое связывало садовые миры России и Германии, принадлежала плеяда немецких ландшафтных архитекторов, начинавших работать в конце XIX века и создавших множество садов, парков, цветочных сортов в советское время. Открытие 24 октября в 17:00.
Выставка работает ежедневно кроме воскресенья и понедельника до 10 ноября с 10:00 до 17:00. Борис Михайлович Соколов – доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства РГГУ, член Правления Общества изучения русской усадьбы, организатор науки, фотограф, путешественник. Автор более чем 100 публикаций, организатор восьми конференций (1997-2012).
Сайт научно-образовательного проекта «Сады и время» www.gardenhistory.ru Год Германии в России. Программа событий
|