Наследие русского авангарда, в том числе и архитектурное, давно сопровождает нашу жизнь и влияет на нее. Теперь важно осознать это влияние и поставить авангард в ряд с другими достижениями нашей культуры на простом, житейском уровне. Процесс введения авангарда в историю России и в историю искусств находится на завершающей стадии, в немалой степени благодаря усилиям С. О. Хан-Магомедова и других исследователей, заставших живых свидетелей и успевших запечатлеть их в книгах, воспоминаниях, проектах. Как сделать авангард частью истории каждого, кто живет в этой стране, как русская усадьба или архитектура церквей, национальным достоянием не только условно, но и в сознании общества? Одним из путей является создание мифа об авангарде, которому соответствовали бы его памятники, будь то сохранившиеся постройки или существующие на бумаге и холстах работы. В программе: дискуссия, представление проектов и программ. Кураторы: Мария Трошина (искусствовед, историк архитектуры), Ефим Фрейдин (архитектор, исследователь)
Представляемые практики: - Издательская программа Фонда «Русский Авангард» - серия книг, посвященных Авангарду и творцам авангарда - Жизнь в памятниках модернизма - выставочный проект, освещающий архитектуру 1920-30-х гг в регионах, Москве, С.Петербурге (Подробнее на Архи.ру >>>) - Международный Архитектурный Благотворительный Фонд им. Якова Чернихова - поощрение новаторских архитектурных концепций и инициатив молодых архитекторов мира, организация и проведение архитектурных конкурсов и выставок Якова Чернихова и русского архитектурного авангарда, а также поддержка детского архитектурного творчества в России - Неизвестная Москва 1920-30х - путеводитель по Москве, отражающий актуальные объекты архитектуры с описанием - СОВАРХ - портал, посвященный советской архитектуре - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева (ГНИМА): отдел развития - Школа Малевича - проект, представляющий связи между современной западной архитектурой и русским авангардом - Центр русского авангарда - как центр, в котором сосредоточена различная работа по продвижению феномена авангарда в массы - Фонд Шуховская башня - МОСКОНСТРУКТ - совместный проект Москва-Рим (Евросоюз) - РКМ - Рим-Киев-Москва - совместный проект (Евросоюз)
Жизнь. Авангард это история людей, его творивших, и людей в творениях живущих. Сейчас активно третье поколение творцов - соучастников процесса мифологизации авангарда: они хранят, защищают, поддерживают интерес, исследуют. С.О.Хан-Магомедов был знаком с первым поколением, общался со вторым, его работы заложили основу для последователей, причастных авангарду, назовем условно их третьим и четвертым поколением авангарда. Архитектура вступила на путь авангарда чуть позже, чем живопись, однако именно ей досталась роль утверждения новой политической коллизии, жертвой которой стала она сама в период своего расцвета. Место модернистской архитектуры - первых шагов нового общества заметных в городах - в постсоветском пространстве определено для профессионалов, причастных истории архитектуры, достаточно изучена она и как социальный феномен. Однако каково место архитектурного авангарда в современном общественном сознании? Почему все знают "Черный квадрат" Малевича, пусть и не до конца понятный широкой публики, но тем не менее прочно ассоциирующийся с новым искусством, а архитектурный авангард остается за пределом интересов общества? Какие механизмы необходимо запустить для того, что авангард стал актуален не только среди профессионального сообщества? Художественные проекты, просветительская активность, обращение к его методам и мотивам - все это актуализирует авангард не только как пластический язык, но и как мировоззрение, которое рождает новый авангард. Время уходит, модернизм сменяется неоклассической ретроспективой, время его приходит снова, возвращаются чистые формы. Живой интерес к нашему наследию определяет влияние русского авангарда на ведущих творцов зарубежной архитектуры. К нам он возвращается через воспроизведение формы в других странах, вызывая неподдельный интерес. Как четвертое поколение авангарда. Критическая масса актуализирующих его событий набрана. Что дальше?
Программа: Жизнь 20.00 Вступление - 3 мин (слово кураторов Е. Фрейдин, М. Трошина) 20.05 Издания фонда Русский Авангард - А.Лаврентьев/Д.Мордвинцев / 20.15 Блиц-интервью Жизнь и авангард, модератор Тамара Мурадова 1.Андрей Чернихов 2.Екатерина Каринская 3.Александр Лаврентьев
Место 20.30 фильм Фонд Чернихова 20.40 Нунэ Алекян (Центр русского авангарда) 20.50 - панельная дискуссия Место авангарда, модератор Ефим Фрейдин 1. Елена Борисовна Овсянникова, Николай Васильев (Москва), 2. Виталий Стадников (Самара), 3. Мария Трошина (Россия), 4. Сергей Вячеславович Арсеньев (Рим-Киев-Москва) 5. Елена Наумовна Ольшанская (Типография Лисицкого)
Время 21.10 Алиса Багдонайте - ГНИМА, руководитель отдела развития, об освещении наследия русского архитектурного авангарда в выставочной и лекционной программе музея архитектуры 21.20 Сергей Никитин (МОСКУЛЬТПРОГ –15 лет) 21.30 Круглый стол Время авангарда, модератор Мария Трошина К дискуссии приглашаются выступавшие в первых двух блоках 1. Андрей Ерофеев (куратор, искусствовед) 2. Сергей Никитин (МОСКУЛЬТПРОГ) 3. Елена Бондаренко (Центр русского авангарда) 4.Николай Васильев(Москонструкт) 5. Донатас Грудович (Нар.ком.фин) 6. Андрей Павлович Гозак (историк архитектуры)
21.50-22.05 фильм Школа Малевича (авторы проекта Владимир Паперный, Марина Хрусталева)
Будем рады видеть всех, кто интересуется авангардом и его судьбой.