Выставка «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде»
выставка
современная архитектура
дата:
22.02.2011
- 22.03.2011
город:
Москва
адрес:
Музей архитектуры им. А. В. Щусева. Флигель «Руина».
ул. Воздвиженка, д.5/25
организатор:
Организатор: АРХИWOOD Генеральный партнер проекта: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA) Официальный партнер выставки: курорт «Пирогово» Соорганизатор: PR-агентство «Правила Общения» Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии Куратор выставки: Николай Малинин Руководитель проекта: Юлия Зинкевич Научный консультант: Ольга Севан Экспозиция: Антон Кочуркин Фотографии: Уилл Прайс, Юрий Пальмин, Владислав Ефимов, Алексей Народицкий, Илья Иванов, Юлия Бычкова, Владимир Паперный и др. Видео: Албена Дюлгерова, Наталия Бабинцева Графический дизайн: Александр Закс, Антон Милин Бильд-редактор: Юлия Пешкова Редактор: Мария Фадеева
Поддержка проекта: Николай Белоусов, Александр Ежков, Артем Кузнецов, Александр Львовский, Анна Малинина, Анна Миронова, Александр Острогорский, Мария Седова
В основе этой выставки книга английского архитектора и исследователя деревянной архитектуры Уилла Прайса Architecture In Wood, напечатанная издательством Thames & Hudson в 2005 году.
пресса-статьи:
Дмитрий Фесенко.
Деревянная архитектура – поиск инвариантов. С выставки «Уилл Прайс. Параллели» в МУАРе// Архитектурный Вестник, 2 (119) 2011
http://archivestnik.ru/node/3056
Сергей Соловьев.
Здравствуй, дерево. В Музее архитектуры разложили по бревнам русские избы и швейцарские шале// Новые Известия, 14.03.2011
http://www.newizv.ru/news/2011-03-14/142017/
Уилл Прайс, английский архитектор, объехал весь мир, изучая и фотографируя деревянную архитектуру. Это беспрецедентный опыт, в котором соединились знания архитектора и мастерство фотографа. Результатом путешествия стала книга Architecture In Wood, напечатанная издательством Thames & Hudson в 2005 году. В 2006 году книга была издана на русском языке и быстро стала библиографической редкостью. Поэтому мы предложили г-ну Прайсу ее «переиздать» – но уже в виде выставки. Но поскольку современная деревянная архитектура занимает в книге весьма скромное место, мы, с согласия г-на Прайса, решили немного дополнить и переструктурировать его коллекцию. Экспозиция выстроена по принципу пар, в которых одна составляющая представляет традиционное деревянное зодчество, а вторая – поиски современных архитекторов. Объединяет пары та или иная деталь, прием, функция, тема, а все вместе – дерево как самый древний и одновременно – самый актуальный материал. Благодаря объединяющему слову, выставка превращается в своего рода «словарь» деревянной архитектуры. Но не в «энциклопедию», а именно в актуальный словарь: потому что каких-то терминов, привычных для древнерусского зодчества, здесь нет, как нет их в современной архитектуре – ни «охлупня», ни «причелины». Тем интереснее, как меняется содержание имеющихся - «лемеха» или «фахверка». Фахверк, например, сохраняет свое значение, но заполняется уже не кирпичом, а стеклом. Лемех же – в продолжение традиции, по которой им облицовывали криволинейные поверхности куполов – покрывает круглые стены загородного отеля… Но на выставке присутствуют и более широкие понятия. «Прозрачность», «трансформируемость», «атектоничность» - и остается только удивляться, что столь современные темы обнаруживаются в архитектуре XI века! Но это не только демонстрация древности (а, значит, прочности) деревянных строений, но и поразительное ощущение того, что деревянная архитектура - вне времени. В отличие от каменной (кирпичной, железной, стеклянной), она живет по своим законам. Конечно, и она меняется: становится выше, больше, тоньше, зависает консолями и закручивается жгутом, но при этом сохраняет нечто неизменное. Это «нечто» - соотнесенность с живой природой - с лесом, с деревом, с растением. Тут ведь уже само слово – ответ. «Дерево» - оно и лес, и дом. Деревянный дом – плоть от плоти природы. И она ведь не умирает в нем, а продолжает жить, дышать и даже стареет - красиво. Колоннада неслучайно похожа на просеку в лесу, пагода – на цветок лотоса, а гонт – на шишку. Они изначально устроены по тому же принципу: крыша – как гриб, ярусы – как ветви, фахверк – как лист ландыша. Но, кроме того, в случае с деревянной архитектурой, эти сооружения сохраняют ту же гармонию пропорций: ибо сделаны из того же материала. И как размер бревна определял размер избы, так срок жизни дерева определял срок жизни дома. Это тесное переплетение начала и конца и создавало ту гармонию, которой исполнена старая деревянная архитектура. Впечатляет пара, иллюстрирующая тему «прозрачности». Два храма, оба в Японии, один – 1053 года, другой – 2000! Да, конечно, мы знаем, что деревянные строения неоднократно перебирались, и их датировки порой условны. Но разве одно то, что бревна менялись, а образ при этом тщательно сохранялся – не говорит об уникальных возможностях дерева? Не менее любопытны и переклички между национальными школами, и то, как кочуют традиции – когда, например, японец Шигеру Бан строит во Франции музей современного искусства, транслирующий тему японской пагоды… И характерно, что свои законы у деревянной архитектуры во всем. Даже звезды здесь – свои. Да, признанные мэтры тоже ценят дерево: Тадао Андо, Петер Цумтор, Ренцо Пиано. Но все же первую скрипку играют именно мастера деревянного зодчества: Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Не уступают им в изобретательности и российские мастера: Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Евгений Асс и Юрий Григорян, Николай Белоусов и Дмитрий Долгой. Основным же полигоном для их экспериментов является подмосковный курорт «Пирогово» - который логично стал одним из партнеров выставки. Другим, по традиции, является компания Honka – которая не только уверенно лидирует на рынке деревянного домостроения, но и соединяет традиционный образ с новейшими технологиями, тем самым идеально вписываясь в концепцию выставки.