|
пресс-релиз:
Из места, где культивированные люди любуются прошлым, музеи превращаются в место, где люди деятельные экспериментируют с будущим.
Давид Саркисян
Любой музей – это особый, живой организм, а директор музея – душа этого организма. Давид Саркисян десять лет был душой Музея Архитектуры. Он пришел, будучи состоявшимся ученым, изобретя лекарство, дающее облегчение при болезни Альцгеймера, проработав вторым режиссером с Рустамом Хамдамовым, сняв несколько документальных фильмов… Но именно Музей, по его признанию, стал главным делом его жизни. Давид сделал Музей архитектуры оплотом борьбы за сохранение наследия в самый разгар докризисных спекуляций, когда инвестиционный натиск прогибал несгибаемых и сметал с лица земли старую архитектуру, сменяя ее «золотыми» квадратными метрами «элитной» недвижимости. Избавившись от засилья торговых лавок, оккупировавших Дом Талызиных после Перестройки, Давид следующим шагом дал толчок появлению гражданских инициатив, активно сражающихся за каждый обреченный объект. Он и сам боролся, митинговал, интриговал, судился, никогда не унывая от того, что силы неравны. Больше того, он создал прецедент - образец культурного и креативного отношения к наследию на своей территории, в комплексе Музея архитектуры. Позор усадьбы на Воздвиженке - руинированный флигель, пропахший кошками, он превратил в магическое выставочное пространство.
Давид был от Бога наделен талантом преобразовывать пространства, превращать их в культурные события. Не имея ни бюджета, ни проекта, он вместе с Александром Бродским, освоил руину по правилам Венецианской хартии, следуя принципу restauro conservativo, как это сделано в Венецианском Арсенале, или замке Риволи. Получилось пространство с гравюры Пиранези, которое имеет магическое свойство – все выставки в нем приобретают особую глубину и художественность. Сам Арата Исодзаки категорически отказался монтировать свою персональную выставку в парадной анфиладе Дома Талызиных - он влюбился в Руину с первого взгляда. Многие архитекторы с мировым именем говорили мне о своем желании сделать выставочный проект специально для нашей Руины.
Другое знаковое пространство – кабинет Давида. Идентичность Музея архитектуры им. А.В.Щусева теперь прочно связана и с этим, поистине беспрецедентным, интерьером. Многие видят в нем хаотичное нагромождение случайных вещей и предметов. Нужно было послушать, как Давид рассказывает про свои сокровища! Оказывалось, что все они - картинки, книжки, костюмы, муаровые ткани, рисунки, антикварные вещицы, уникальные фото, игрушки, шапки, сушеные фрукты, глиняные кошечки, маленькие фарфоровые Путины и многое-многое-многое другое… – все это завязано и переплетено какой-то очень личной концептуальной игрой. Его забавляла материализация воспоминаний и ассоциаций, он складывал свои вещицы и штучки в подобие головоломки, шутя и радуясь… И совсем не случайно рядом с портретом первого директора музея А.В.Щусева оказались две сушеные щуки..…
Пространство, которое создает человек – всегда несет черты его личности. Кабинет Давида, пространство десяти его лучших лет, где он не только работал, но и жил – спал, ел, принимал друзей - автопортрет человека незаурядного и необычного во всех отношениях. Давид ушел, а его пространство осталось. и начинает жить самостоятельной жизнью. Кабинет оторвался от знакомых стен – он поедет в Венецию и откроется 26 сентября в палаццо Зенобио в виде виртуальных проекций. Так, на ХII Бьеннале архитектуры в Венеции начнется празднование дня рождения Давида, которое в день, когда он появился на свет, 23 сентября, продолжится в нашем Музее, в той самой Руине....
Приглашаем всех на День рождения Давида!
Ирина Коробьина
Особая благодарность: Александру Канцедикасу и Зое Яргиной Марлену Манасову Сергею Чобану
Инсталляция: Андрей Ильин Любовь Шакс Андрей Лошак и Мария Ищенко «Проект Меганом» Проект «Сноб» Юрий Аввакумов (куратор) Елена Гонсалес (координатор)
http://david-memory.com
|