пресс-релиз:
Программа конференции
17 ноября (среда) Московский архитектурный институт (государственная академия). Ул. Рождественка, 11 (ст. м. «Кузнецкий мост»)
10.00-10.20 Красный зал Открытие конференции
Д.О. Швидковский, ректор МАРХИ, академик РААСН, академик РАХ Вступительное слово
А.П. Кудрявцев, президент РААСН, президент МАРХИ Приветствие
А.Н. Стасюк, ректор МГХПА им. С.Г. Строганова Приветствие
10.20-12.00 Значение наследия ВХУТЕМАС для современной культуры Пленарное заседание Ведущие А.П. Кудрявцев, Г.В. Есаулов
С.О. Хан-Магомедов, НИИТИАГ, академик РААСН Приоритеты, место и роль наследия ВХУТЕМАСa на рубеже 2010-х годов
А.П. Кудрявцев, президент РААСН, президент МАРХИ Вечно живой источник
Д.О. Швидковский, ректор МАРХИ, академик РААСН, академик РАХ Пространство ВХУТЕМАС в стенах МАРХИ
Г.В. Есаулов, проректор МАРХИ, Главный учёный секретарь РААСН ВХУТЕМАС как ресурс
12.00-12.30 Перерыв
12.30-14.00 Продолжение пленарного заседания Ведущие Д.Л. Мелодинский, Ю.П. Волчок
Ю.П. Волчок, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН ВХУТЕМАС и его эпоха
Д.Л. Мелодинский, МАРХИ Значение теоретико-методических идей пропедевтического композиционного курса Ладовского-Кринского в формировании современной школы обучения архитекторов
А.Г. Раппапорт, НИИТИАГ РААСН Парадоксы Ладовского
О.И. Явейн, МАРХИ, Санкт-Петербург, Москва О свойствах пространства как «материала архитектуры» в теоретическом наследии Н.А. Ладовского
Н.Л. Павлов, МАРХИ Антропоморфная природа ортогональной сетки и два направления её развития в архитектурном творчестве
14.00-15.00 Перерыв
15.00-16.30 Продолжение пленарного заседания Ведущие Д.Л. Мелодинский, Ю.П. Волчок
Л.И. Иванова-Веэн, Музей истории московской архитектурной школы, МАРХИ О документальном и изобразительном наследии ВХУТЕМАСа в музейных собраниях
Маурицио Мериджи [Maurizio Meriggi], Politecnico di Milano, Италия, Fachhochschule Kärten Spittal, Австрия «Формальный метод» и архитектура. О преподавании М.Я. Гинзбурга и И.А. Голосова во ВХУТЕМАСе
О.И. Адамов, МАРХИ, Москва, АГУ, Астрахань Пётр Митурич и Заха Хадид: анимированное пятно и преобразование в пластическую форму
Е.Б. Овсянникова, МАРХИ, Н.Ю. Васильев, НИИТИАГ РААСН Массовая архитектура 1920-30-х годов на родине ВХУТЕМАСа и общеевропейские тенденции (по материалам проекта ЕС «Москонструкт»)
16.30-17.00 Перерыв
17.00-19.00 Выставки: «ВХУТЕМАС – живое наследие» (Галерея ВХУТЕМАС, МАРХИ) «ВХУТЕМАС в работах студентов» Выставка студенческих работ (Белый зал МАРХИ)
М.Ф. Якубсон, Леннаучфильм, Санкт-Петербург Демонстрация документального фильма «Зодчие Города Солнца»
Ю.П. Волчок, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН «Леонидов и Москва: Возможный город» (Компьютерные градостроительные реконструкции)
А.В. Баринов, Е.Г. Лапшина, ПГУАС, Пенза Памятник III Интернационалу (Башня В.Е. Татлина). Демонстрация модели и компьютерной реконструкции выставки 1919-1920 гг.
Е.В. Барчугова, Н.А. Рочегова, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН «Динамическое формообразование Ивана Леонидова» (Компьютерное исследование)
Е.В. Барчугова, Н.А. Рочегова, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН «Графические работы Якова Чернихова в динамике» (Компьютерное исследование)
Ет Кристиаансе [Jet Christiaanse], Qui Vive Filmproductions, Пол де Вроом [Paul de Vroom], DKV, Роттердам, Нидерланды Демонстрация документального фильма «Константин Степанович Мельников»
18 ноября (четверг) Московский архитектурный институт (государственная академия). Ул. Рождественка, 11 (ст. м. «Кузнецкий мост»)
10.00-14.00 Белый зал Мастерская ВХУТЕМАС: истоки и история Ведущие: А.П. Кудрявцев, Д.Л. Мелодинский, Учёный секретарь Е.В. Ермоленко
Е.Б. Овсянникова, МАРХИ ВХУТЕМАС до и после своей организации. По архивным документам семьи архитекторов Виноградовых
К.Н. Гаврилин, МГХПА им. С.Г. Строганова Накануне перемен: последний рукописный журнал студентов Строгановского училища (март 1918 г.)
Д.Н. Димаков, Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, Пенза Е.В. Равдель – первый ректор ВХУТЕМАСа. Биографический очерк
А.А. Шадрин, МАРХИ «Новая Академия». Один год во ВХУТЕМАСе
И.Е. Печёнкин, МГХПА им. С.Г. Строганова Профессор ВХУТЕМАСа Иван Васильевич Рыльский (1876-1952). К творческой биографии
Е.И. Ковычева, УГУ, Ижевск, Удмуртия Пространство, цель и этапы художественного процесса, синтез искусств в театре художника (на примере творческого содружества П.А. Флоренского, И.С. и Н.Я. Ефимовых и студентов ВХУТЕМАСа)
А.Г. Вронская, Государственный Институт Искусствознания, MIT, Кембридж, США Центральный Парк Культуры им. М. Горького в проектах студентов ВХУТЕИНа
Данило Удовицки-Селб [Danilo Udovičky-Selb], University of Texas at Austin, США ВХУТЕИН и битва за Библиотеку Ленина
А.В. Слабуха, Сибирский федеральный университет, Красноярск Архитектурное наследие выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в Сибири (Красноярский край)
А.Г. Токарев, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону Влияние ВХУТЕМАСа на архитектурную практику Ростова-на-Дону межвоенных десятилетий
И.В. Крымова, Моспроект-2 им. М.В. Посохина Участие ВХУТЕИНа в подготовке художественной конференции, созываемой Управлением московского губернского инженера в 1927-1928 гг.
10.00-14.00 Галерея ВХУТЕМАС Мастерская Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда Ведущие: Н.О. Душкина, Анке Заливако Учёный секретарь Н.Ю. Васильев
Н.О. Душкина, МАРХИ О парадоксах сохранения «нового наследия»
Анке Заливако, [Anke Zalivako] Berlin University of Technology, Германия ВХУТЕМАС – Баухауз - «Дом-коммуна» - Unité d'Habitation – Всемирное наследие?
Моника Маркграф [Monika Markgraf] Баухауз, Дессау, Германия Здания Баухауза в Дессау: принципы и опыт сохранения
В.О. Кулиш, МАРХИ «Дом-коммуна» Ивана Николаева - условия сохранения
А.В. Гинзбург, «Гинзбург Аркитектс» Дом Наркомфина: организация процесса реставрации
А.Ю. Щёлкин, МГХПА им. С.Г. Строганова, Проблемы конверсии авангардной архитектуры
Б.М. Кириков, НИИТИАГ РААСН, Санкт-Петербург, М.С. Штиглиц, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург Лазарь Хидекель. Концепции супрематизма, воплощённые в реальном строительстве
К.В. Бальян, Союз армянских архитекторов в Москве Армянский конструктивизм. Проблема сохранения
О.А. Дерябина, Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры, Украина Сохранение и реабилитация архитектурного наследия конструктивизма на примере г. Харькова
Л.И. Токменинова, УралГАХА, Екатеринбург Влияние представителей ВХУТЕМАСа на распространение архитектуры авангарда на Урале
А.В. Леготина, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинск Провинциальный конструктивизм в контексте охраны памятников истории и культуры (на примере города Челябинска)
О.С. Уренев, И.Н. Чирков, УралГАХА, Екатеринбург К вопросу сохранения наследия ВХУТЕМАСа в Екатеринбурге (Свердловске)
14.00-15.00 Перерыв
15.00-18.00 Белый зал Мастерская Пространство – материал архитектуры Ведущие: Ю.П. Волчок, Н.Л. Павлов Учёный секретарь О.И. Адамов
Т.Ю. Воробьёва, Южно-Российский государственный технический университет (НПИ), Ростов-на-Дону Космическая беспредельность как мечта и наследие Русского мастерства проектирования
Т.Ю. Быстрова, Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Екатеринбург Создание пространства утопии средствами дизайна: В.Ф. Степанова
Джонатан Чарли [Jonathan Charley] University of Strathclyde, Глазго, Шотландия (Дез)интегрированный город: ВХУТЕМАС и русский литературный модернизм
А.А. Бокова, МАРХИ, Москва Н.А. Ладовский: от архитектурной пропедевтики на Основном отделении к архитектурному проектированию на Архфаке… и к архитектурной практике
Е.Г. Лапшина, ПГАСУ, Пенза Динамика как основа архитектурной формы: развитие открытой ВХУТЕМАСом дисциплины «Пространство»
Анджелина Лусенто [Angelina Lucento] Northwestern University, Evanston, США Живопись, материя, пространство: Давид Штеренберг и перцептуальная новация в молодой Советской России
М.Н. Гурари, Москва Объекты И.И. Леонидова в пространстве Москвы. Наркомтяжпром
В.К. Моор, ДВГТУ, Владивосток Образы пространства: методика семантического моделирования
П.В. Капустин, ВГАСУ, Воронеж Макеты ВХУТЕМАСа: пространство натуральное и проектное
Роанн Баррис [Roann Barris] Radford University, Рэдфорд, США Деконструкция конструктивизма: «Деконструктивистская архитектура» в Музее современного искусства (Нью-Йорк, 1988)
О.И. Адамов, МАРХИ, АГУ, Астрахань Илья Голосов и Альдо Росси: поиски грамматики универсальных форм
А.Ю. Воробьев, МАРХИ Новые подходы к жизнестроению в программах Основного отделения ВХУТЕМАСа
А.Н. Селиванова, НИИТИАГ РААСН Пропедевтика ВХУТЕМАСа как проектный метод «освоения классики» в 1930-е годы
Ю.Д. Старостенко, МАРХИ Вклад преподавателей и студентов ВХУТЕМАСа в реконструкцию Москвы. Идеи, концепции, проекты
15.00-18.00 Галерея ВХУТЕМАС Мастерская Историко-культурное наследие факультетов ВХУТЕМАСа Ведущие: Л.И. Иванова-Веэн, А.Н. Лаврентьев Учёный секретарь Е.В. Забелина
Э.М. Глинтерник, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербург Полиграфический факультет Ленинградского ВХУТЕИНа (1921-1930). Архивные материалы
А.Б. Любимова, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Живопись студентов ВХУТЕМАСа в собрании Русского музея. Выявленные памятники. История поступления
Е.А. Савинова, Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург Архитектурные проекты ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа из фондов музея Российской Академии Художеств.
Г.В. Малясова, МАРХИ, РГГУ От музея Строгановского училища к музеям ВХУТЕМАСа Кристиан Пост [Christian Post], Университет Гумбольдта, Берлин, Германия ВХУТЕМАС и Музей живописной культуры (МЖК)
И.В. Чепкунова, ГНИМА им. А.В. Щусева Графическое наследие ВХУТЕМАСа в Музее архитектуры им. А.В. Щусева
Т.В. Лысова, Музей истории Московской архитектурной школы, МАРХИ ВХУТЕМАС. Живое наследие. О фонде школы ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа в собрании Музея МАРХИ
Т.И. Игнатьева, Музей художественных тканей Музей художественных тканей в зарождении и развитии специализированной подготовки художников
18.00-20.00 Дискуссионный клуб
19 ноября (пятница) Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. Волоколамское шоссе, 9 (ст. м. «Сокол»)
10.00-10.20 А.Н. Стасюк, ректор МГХПА им. С.Г. Строганова Вступительное слово
10.20-11.20 Значение наследия ВХУТЕМАС для архитектурно-художественного образования Пленарное заседание Ведущие: Н.К. Соловьев, Г.В.Есаулов
Э.В. Данилова, декан СГАСУ, Самара Дисциплина «Пространство» в контексте развития абстрактного искусства
Н.Г. Попова, профессор МАРХИ Уроки ВХУТЕМАСа (В.А. Фаворский)
Н.Л. Адаскина, заведующая отделом Государственной Третьяковской галереи Значение педагогической деятельности Л.С. Поповой.
11.20-11.40 Перерыв
11.40-13.00 Продолжение пленарного заседания Ведущие: Н.П. Бесчастнов, А.Н. Лаврентьев А.Н. Лаврентьев, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, Москва Дерметфак ВХУТЕМАСа – школа дизайна
Н.П. Бесчастнов, заведующий кафедрой МГТУ им. А.Н. Косыгина, Москва Текстфак ВХУТЕМАСа – начало становления современной школы текстильного дизайна в России
Н.В. Мельгунова, декан МГУП им. Ивана Фёдорова, Москва Архитектоника книги как основа программы обучения студентов Факультета Графических Искусств/ Художественного Оформления Печатной Продукции Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова
Э.М. Глинтерник, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Санкт-Петербург Ленинградский ВХУТЕИН как учебное заведение нового типа (1921-1930)
Астрид Фольперт [Astrid Volpert], Баухауз-Архив, Берлин Концепции пространства и цвета представителей Баухауза и советского авангарда во второй половине 1920-х до начала 1930-х годов
Барбара Крайс [Barbara Kreis], Университет прикладных наук, Нюрнберг, Германия ВХУТЕМАС и Баухауз: архитектурное образование между вдохновением и мистификацией – история архитектуры и ее инновационный потенциал
13.00-14.00 Перерыв
14.00-20.00 Мастерская ВХУТЕМАС и современные школы архитектуры и дизайна Ведущие: Г.В. Есаулов, Н.К. Соловьёв
Д.Н. Димаков, Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого, Пенза Профессор Татлин с учениками. Коллективные произведения: стул, санки, Летатлин
Ю.А. Смоленкова, МГХПА им. С.Г. Строганова Отделение скульптуры ВХУТЕМАСа: методики и программы
Т.О. Шулика, МАРХИ Школа Н.А. Ладовского как модель синтетической педагогики
М.А. Соколова, МАРХИ От методов аналитического кубизма к первоэлементам пластического языка
А.Ю. Зорина, Уральский федеральный университет, Екатеринбург Сохранение и развитие методик и приемов обучения графическим дисциплинам педагогами-новаторами ВХУТЕМАСа, воспитание проектно-образного мышления у современных дизайнеров
В.С. Крохалев, УралГАХА, Екатеринбург Методологическая база ВХУТЕМАСа как основа проектной деятельности в промышленном дизайне XXI века
И.А. Прокопьева, Уральский федеральный университет, Е.М. Глумова, Областной техникум дизайна и сервиса, Екатеринбург Развитие пространственного мышления как основа формирования профессионально-значимых качеств будущего дизайнера
И.Н. Стор, МГТУ им. А.Н. Косыгина Российский агиттекстиль как массовая рекламно-пропагандистская акция
И.Ю. Буфеева, МГТУ им. А.Н. Косыгина Особенности изучения творческого наследия художественной школы ВХУТЕМАСа на занятиях по истории костюма и текстильного искусства в МГТУ им. А.Н. Косыгина
17.00-17.20 Перерыв
О.В. Корытов, МГУП им. Ивана Федорова Продолжая традиции
Н.Н. Розанова, МГУП им. Ивана Федорова Факультет Графических искусств / художественного оформления печатной продукции МГУП — наследник и продолжатель традиций ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа
Лиза Шмитц, [Lisa Schmitz], Служба академических обменов(DAAD), Берлин, Германия, МАРХИ Исследование материалов сегодня – архитектура, искусство, дизайн
В.Е. Байер, МАРХИ От культуры материала во ВХУТЕМАСе к архитектурному материаловедению в МАРХИ
В.Л. Барышников, МАРХИ Дисциплина «Живопись» от ВХУТЕМАСа до МАРХИ 1920–2010
Н.А. Рочегова, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН Компьютерное моделирование в изучении основ архитектурной композиции
Е.В. Барчугова, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН Изучение творческого наследия мастеров авангарда средствами компьютерного моделирования
Е.А. Ерышева, Т.А. Демидова, ДВГТУ, Владивосток Трансформация как основа композиционного моделирования
Е.В. Коноплёва, Харьковская национальная академия городского хозяйства, Украина Методика творческого поиска в учебном процессе архитектора
М.Н. Полещук, МСИ, Центр Инновационного Дизайна (Москва) «Новый ВХУТЕМАС» – проблема инноваций в архитектурной школе
Мастерская Международные связи ВХУТЕМАС Ведущие: А.Ю. Броновицкая, Астрид Фольперт Учёный секретарь Т.А. Эфрусси
А.Ю. Броновицкая, МАРХИ ВХУТЕМАС – знаменитый или неизвестный?
Т.А. Эфрусси, МГУ им. М.В. Ломоносова Баухауз - ВХУТЕМАС: к истории компаративных исследований в западной литературе (1945-2009)
Михаэль Зибенбродт [Michael Siebenbrodt] Баухауз-Архив, Берлин, Германия Директор Баухауз Ханнес Майер как преподаватель высшей школы и архитектор в Москве 1930-1936
А.А. Бокова, МАРХИ Баухауз и ВХУТЕМАС: Сравнение пропедевтики
А.В. Соколов, МГХПА им. С.Г. Строганова ВХУТЕМАС и Д.А. Сикейрос: новая традиция художественной практики и публичного искусства
К.В. Бальян, Союз армянских архитекторов в Москве ВХУТЕМАС и начало армянского конструктивизма
А.В. Авакян, Институт искусств Национальной Академии Наук Армении, Ереван, Армения ВХУТЕМАС и творчество художника Тачата Хачванкяна
Хань Линьфей, Пекинского Цзяо Тун Университета, Пекин, Китай 60 лет после ВХУТЕМАСа
Н.А. Коновалова, НИИТИАГ РААСН Новаторские течения в искусстве 1920-х гг. в России и Японии. Взаимные влияния
П.П. Зуева, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН Небоскреб как символ общечеловеческого прогресса в работах русского авангарда, европейских функционалистов и реальная практика проектирования и строительства высотных зданий в США в 1920-е гг.
Подведение итогов конференции Ведущие: Г.В. Есаулов, Ю.П. Волчок
Отчет ведущих о работе секций. Короткие сообщения и дискуссия по темам конференции. Формирование Научного междисциплинарного координационного совета по сохранению и развитию научного, творческого и педагогического наследия ВХУТЕМАСа
Предварительная информация
Предполагается провести обсуждение по следующим направлениям:
- Основное отделение и Архфак. Новые естественнонаучные представления о пространстве и методах его организации. Реализация современных представлений об организации и восприятии пространства в архитектурной теории и творческой практике 1920-х – начала 1930-х годов. Опыт пропедевтической методологии ВХУТЕМАС.
- Сохранение историко-культурного наследия факультетов ВХУТЕМАС.
Выявление новых произведений, документов и подлинных материалов ВХУТЕМАС. Современное состояние изучения и сохранения наследия ВХУТЕМАС: опыт государственных музеев и частных собраний. Новые методы музейной работы по популяризации наследия всех факультетов ВХУТЕМАС: общие и индивидуальные особенности.
- Развитие методологии проектирования и сохранение творческих принципов ВХУТЕМАС в методиках архитектурно-художественного образования. Сохранение и развитие принципов и приемов обучения творческим дисциплинам, воспитание креативного мышления у современных архитекторов, художников и дизайнеров, реализация их в современном архитектурном и дизайнерском формотворчестве.
- Пространство – материал архитектуры: ценность подлинности. Наследие ВХУТЕМАС в контексте методологических и стилевых особенностей ключевых течений в отечественной архитектуре 1920-х – начала 1930-х годов. Наследие профессоров и выпускников ВХУТЕМАС в современной архитектуре.
- Международные связи ВХУТЕМАС, его влияние на становление школ и направлений в современной архитектуре. ВХУТЕМАС-БАУХАУЗ и другие творческие школы, международные организации.
- Сохранение архитектурного наследия авангарда: отечественный и международный опыт. Теоретические принципы и практика сохранения архитектурного наследия ХХ века.
Рабочие языки конференции: русский, английский.
Заявки на участие в конференции с указанием темы, сведений об авторе и тезисов доклада принимаются научным комитетом до 25 мая 2010 г. по адресу: [email protected], 007(495)6247990
Текст тезисов (на русском или английском) объемом до 2000 знаков представляется в электронном виде в формате RTF (редактор Microsoft Word или другие, поддерживающие формат RTF).
Научный комитет конференции оставляет за собой право выбора тезисов для составления программы конференции.
Научный комитет конференции:
Г.В. Есаулов (сопредседатель), Н.К. Соловьев (сопредседатель), Ю.П. Волчок (зам. председателя), А.Н. Лаврентьев (зам. председателя), О.И. Адамов, В.Р. Аронов, Н.П. Бесчастнов, А.Ю. Броновицкая, К.Н.Гаврилин, Н.О. Душкина, Л.И. Иванова-Веэн, Н.В.Мельгунова, Д.Л. Мелодинский, Н.Л. Павлов
Краткая аннотация Ключевые слова: Русский Авангард, ВХУТЕМАС, пространство, новации, сохранение наследия, архитектурная и художественная пропедевтика
ВХУТЕМАС: Краткая историческая справка
ВХУТЕМАС – выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Краткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою продуктивность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания.
Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) – высшее художественное учебное заведение, существовавшее в Москве в 1920-1930-е. ВХУТЕМАС были организованы осенью 1920 г. (декрет Совета Народных Комиссаров от 19 декабря) слиянием бывшего Строгановского художественно-промышленного училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1927 г. (постановлением Совета вуза от 4 марта) были переименованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), а затем в ВАСИ (1930), который был реорганизован в Московский архитектурный институт (МАИ, 1933) и МАРХИ (1933).
Специфика ВХУТЕМАС проявилась в новаторской структуре, объединившей факультеты изобразительного искусства (живописный, скульптурный) и производственные (архитектурный, полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический). Все факультеты объединял общий пропедевтический курс, который студенты проходили на Основном отделении, сформировавшемся окончательно к 1923 году. Такая структура вуза и единые педагогические установки, которые пытались выработать в мастерских, должны были обеспечить создание пластической основы для всех видов пространственных искусств и для формирования предметно-пространственной среды человека.
Основная особенность ВХУТЕМАС состояла в том, что в центре обучения на всех факультетах стояла целостность нового представления о пространстве и комплексность обучения. Отсюда – особая роль Московского архитектурного института в наследовании традиции ВУХТЕМАС, поскольку он перенял и сохранил методики обучения пространственному видению и пониманию пространства сразу двух учебных подразделений: Основного отделения и Архфака. Вокруг архитектуры как наиболее пространственной дисциплины, группировались остальные факультеты вуза.
Достижением художественной подготовки ВХУТЕМАС является создание универсальной системы пропедевтических дисциплин, получившей впоследствии развитие в архитектурной и дизайнерской педагогике в разных странах. ВХУТЕМАС отличали широкие связи с зарубежными художественными школами, в особенности с БАУХАУС (Германия), происходили обмены профессорами и методиками преподавания. Наиболее широкую общую платформу различных направлений художественной педагогики во ВХУТЕМАС составил формально-аналитический метод, характерный для большинства передовых направлений русского авангарда. Этот метод был положен в основу общевузовской пропедевтики.
Наряду с формально-аналитическим методом преподавания во ВХУТЕМАС складывались и самостоятельные художественные направления отдельных групп и мастеров. Все факультеты испытывали влияние авангардных течений супрематизма и футуризма, благодаря которым создавалась неповторимая среда непрерывного художественного поиска живописных и пластических первооснов. На производственных факультетах ВХУТЕМАС наиболее влиятельными были сформировавшиеся художественные течения рационализма и конструктивизма, «пролетарской классики» в архитектуре, конструктивизм в дизайне, школа В.А.Фаворского в полиграфии. На разных факультетах ВХУТЕМАС активной преподавательской деятельностью были заняты многие крупнейшие мастера авангарда: К.С. Малевич, В.В. Кандинский, Л.М. Лисицкий, П.В. Митурич, Л.С. Попова. Новые тенденции, связанные с идеями «производственного искусства» и формированием конструктивизма как творческого направления, теснили и побеждали на дизайнерских факультетах традиции прикладничества, декоративизма и орнаментальности, унаследованные от Строгановского училища. На этих факультетах наиболее ярко они были представлены имена А.М. Родченко, В.Ф. Степановой и В.Е. Татлина. Курс лекций «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях» на Печатно-графическом факультете читал П.А. Флоренский, «воспользовавшись данными математики, физики, психологии и эстетики».
История ВХУТЕМАС отличается чрезвычайным динамизмом. За десять лет существования вуз пережил целый ряд перестроек организационного плана (слияние и разделение факультетов), изменение учебных программ и идейно-художественных установок.
В 1920-1930-е годы ряд выдающихся архитекторов преподавали и учились во ВХУТЕМАС, среди них: братья Веснины, М.Я. Гинзбург, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, С.Е. Чернышев, И.А. Голосов, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, Л.Н. Павлов, А.К. Буров, Г.Т. Крутиков, К.Н. Афанасьев. В системе преподавания сосуществовали различные концепции от чисто академических, до новаторских, экспериментальных. В стенах ВХУТЕМАС, затем ВХУТЕИНа возникали и разрабатывались проекты, ставшие выдающимися достижениями отечественной архитектуры, признанные во всем мире и вошедшие в архитектурные учебники. Профессора, преподаватели и выпускники института возглавили проектирование новых планов городов и градостроительных комплексов, возведение крупных промышленных объектов и отдельных значимых жилых и общественных зданий, разрабатывали коренные вопросы градостроительства, развивали новую типологию зданий и новые строительные материалы, создали узнаваемый стиль советской архитектуры. Шедевры архитектурного авангарда, выразившие дух своего времени, представляют сегодня большую историко-культурную и архитектурную ценность и нуждаются в сохранении и защите.
В России методики пропедевтики и творческие традиции ВХУТЕМАС наследовали: Московский архитектурный институт, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), Московский полиграфический институт, Московский практический текстильный институт, Институт пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде, куда были переведены и продолжили преподавать многие профессора и выпускники ВХУТЕМАС.
Юбилей ВХУТЕМАСа отмечают не только в нашей стране, но и во всех странах, где ВХУТЕМАС рассматривают в качестве генератора новаторских подходов в искусстве и архитектуре. К потенциалу наследия ВХУТЕМАС обращаются всякий раз, когда встаёт вопрос о необходимости совершить прорыв к новым горизонтам творчества.
Олег Адамов, кандидат архитектуры
Выдающимся открытием ВХУТЕМАС явилась разработка нового представления о пространстве как целостности.
В центр рассмотрения было поставлено обучение видению и пониманию пространства. Отсюда – особая роль архитектуры как объединяющего начала для дальнейших специализаций, представленных в структуре Основного курса и специализированных факультетов.
Конференция направлена на возрождение целостности пространственного видения, которое постепенно утрачивается по мере расхождения учебно-методических установок вузов, вышедших из ВХУТЕМАС.
Цель конференции: сохранение и развитие творческого, научного и педагогического наследия ВХУТЕМАС.
Конференция предполагает:
Проведение встречи в стенах МАРХИ, подлинного здания ВХУТЕМАС, представителей вузов, наследников ВХУТЕМАС и его методики, а также ведущих научных институтов; Выявление инновационного содержания обучения, связанного с новым представлением о пространстве, комплексности, целостности, которое проявляется в понимании культуры, города, отдельной вещи; Результатами заседаний по программе конференции должны стать: а) Осмысление современных представлений об организации пространства, как основного материала архитектуры;
б) Формирование целостного понимания наследия времени ВХУТЕМАС, выявление музейных ценностей;
в) Сопоставление теоретических позиций различных направлений ВХУТЕМАС, привлечение внимания к реализации творческих концепций профессоров и выпускников вуза, сохранению архитектурного наследия;
г) Разработка концепций программ для творческих специальностей, связанных с развитием традиции пропедевтики;
д) Развитие концепции сохранения архитектурного наследия авангарда с опорой на отечественный и международный опыт;
Организационным итогом конференции должно стать формирование Научного междисциплинарного координационного совета по сохранению и развитию научного, творческого и педагогического наследия ВХУТЕМАС; Научным итогом конференции должно стать выявление и формирование современного уровня интерпретации творческих и научных представлений и педагогических концепций развития наследия факультетов ВХУТЕМАС. Намечено издание тезисов (материалов) конференции.
Сопредседатели Научного Комитета Конференции:
Есаулов Георгий Васильевич, Соловьёв Николай Кириллович
Сроки проведения: 17.11.2010–19.11.2010
Место проведения:
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, ул. Рождественка, д.11
|