пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Общероссийский выставочный проект «Жизнь в памятниках модернизма» Самара

выставка история архитектуры Наследие
  дата: 03.06.2009 - 07.06.2009 презентация 4 июня в 15.00
  страна: Россия
  город: Самара
  место: музей им. Алабина
  организатор: Правительство Самарской области, Гете-институт (Россия), Управление Сената Берлина по вопросам развития города, Некоммерческое общество Немецкий Веркбунд (Берлин), Москонструкт (МАрхИ, Москва) Галерея ВХУТЕМАС, МАРХИ
  контакты: modernismus@gmail.com
  ссылки: www.livemodern.ru
  В рамках старта Фестиваля АРТПОЛИС 2010
 
Штаб ПриВО (Дом Красной Армии) в Самаре, арх. П. Щербачев, 1930-32гг.
Штаб ПриВО (Дом Красной Армии) в Самаре, арх. П. Щербачев, 1930-32гг.
Первый Самарский Фестиваль искусств  «АртПолис». Экспозиция в музее им. П.Алабина
Первый Самарский Фестиваль искусств «АртПолис». Экспозиция в музее им. П.Алабина
связанные события:
01.06.2010 - 13.06.2010
выставка

Магнитогорск. Европейский функционализм в советском городе
09.03.2010 - 21.03.2010
выставка

Жизнь в памятниках модернизма. Омск - поиск стиля
04.06.2009 15.30-16.30
презентация

Круглый стол «Международный опыт реконструкции объектов модернизма» и презентация книги «Архитектурное наследие в опасности». Самара
03.06.2009 - 07.06.2009
фестиваль

Первый Самарский Фестиваль искусств «АртПолис»
18.06.2008 - 12.06.2010
презентация

Международный выставочный проект «Жизнь в памятниках модернизма»
пресс-релиз:

Куратор российской части Мария Трошина, галерея ВХУТЕМАС, МАРХИ

·     7 шедевров русского авангарда в Самаре

Советский авангард подарил Самаре несколько архитектурных жемчужин. Фабрика-кухня з-да Масленникова, Дом промышленности, Штаб ПриВО, клуб им. Дзержинского и др. постройки – прославили Самару как центр регионального конструктивизма. Архитектура Самары эпохи первых пятилеток – плод усилий одаренных молодых зодчих, приехавших после окончания вузов в Одессе, Питере, Москве. Эти самородки восприняли язык, метод авангарда и интерпретировали его с такой свежестью, что граждане Самары обрели произведения, способные прославить любой европейский город.

Увы, широкий интерес к самарскому конструктивизму вовсе не гарантирует сохранности упомянутых сооружений.  Любой удобный предлог может привести к утрате этих зданий, ведь они занимают самые дорогие земляные наделы города. 

Куратор Виталий Стадников

 

·     От эксперимента к практике – ленинградский конструктивизм:

-     «Шесть жилмассивов ленинградского конструктивизма»  
-     «Александр Никольский»

 

Немецкий культурный центр им. Гете

Кураторы Сергей Фофанов, Иван Саблин

 

 

 

·     «Жизнь в памятниках мирового наследия – шесть жилых районов-памятников модернизма в Берлине»,
Управление Сената Берлина по вопросам развития города;


На выставке продемонстрирован пример изучения и научной реставрации 6 берлинских зидлунгов, построенных в период 1915-1934 гг. В разработке этих проектов принимали участие такие известные немецкие архитекторы как Бруно Таут, Мартин Вагнер, Ганс Шарун и Вальтер Гропиус. Так, будут представлены "Город-сад Фалькенберг" в районе Трептов-Кёпеник, поселок "Хуфайзен" Бриц в районе Нойекёльн, заводской посёлок Карла Лежиена в районе Панкоу, Вайсе Штадт (Белый город) в районе Райникендорф, Сименсштадт в районах Шарлотенбург-Вильмерсдорф / Шпандау, жилой район Шиллерпарк в районе Митте.

 

·     «Бруно Таут – мастер архитектуры цвета в Берлине», выставка Некоммерческого общества Немецкий Веркбунд, Берлин

Бруно Таут  был одним из значительных представителей немецкого экспрессионизма. Большую часть жизни Таут посвятил созданию дешевого жилья для народа, сыграв большую роль в формировании нового архитектурного  типа  – жилых комплексов, преобразивших жилые окраины. Достичь максимального художественного эффекта ценой минимальных затрат – задача , которую решал Таут в должности главного архитектора Магдебурга, где ему удалось преобразить стены ценой окраски разных кварталов. Поиски оригинальных цветовых решений Таут продолжил при возведении берлинских зидлунгов в 1920-ые. Вместо традиционного пластического декора мастер пытался придать лучистость своим домам с помощью ярких красок.

Куратор Винфрид Бренне

Некоммерческое общество Немецкий Веркбунд, Берлин

 

·     Москва. Жилые районы 1920-х сегодня.

 

·     РИМ: Развитие города с 1910 по 1930   

Жилые дома 1920-х – начала 1930-х годов по своим архитектурным качествам не были превзойдены до конца советского периода ни по гибкости возможной планировки квартала, ни по качеству квартир, ни по предусмотренной их создателями инфраструктуре (помещениям для магазинов, кладовых и пр. в цокольных этажах). Особенно удачно в Москве применялась угловая секция (в отличие от Ленинграда и Берлина, к примеру). Это хорошо видно на примерах планировки Хавско-Шаболовского жилого комплекса, Преображенского, района «Нижняя Пресня», «Дангауэровки», «Дубровки» и др.

В Москве, в 1920-е годы были популярны идеи города-сада (генплан «Новая Москва»; поселок «Сокол». 1923). В Риме идеи городов-садов близки авторам генплана Рима 1909 года, согласно которому были спроектированы жилой район Гарбателла (Garbatella) по – архитекторы Г. Джиованнони, М. Пьячентини (G. Giovannoni, M. Piacentini.) с извилистыми улицами, общественные зданиями и домами с приусадебными участками; и жилой район Аньене в Монтесакро (Aniene, Montesacro) – архитектор Г. Джиованнони (G. Giovannoni). Параллельно с их застройкой были созданы кварталы с многоэтажными зданиями типа доходных домов (жилой район вокруг площади Вербано. Архитектор Д. Барбьери (D. Barbieri, 1925-31).

К началу же 1930-х годов для Рима и Москвы стал характерен более крупный масштаб застройки с многоквартирными домами, но многие московские дома такого рода были по архитектуре современнее. Тем не менее, в середине 1930-е годов итальянские зодчие отказались от ретроспективного стиля, который набирал силу тогда в Москве. Они продолжали работать в строгой рациональной стилистике (жилые кварталы Туфелло и Трулло (Tufello, Trullo;1935). Именно такова архитектура университетского городка в центре Рима и нового района ЭУР (1937), построенного на южной окраине для несостоявшейся всемирной выставки – архитектор М. Пьячентини (M. Piacentini) и др.

Авторы проекта «Москонструкт», работавшие над выставкой: Е. Овсянникова (руководитель), Н. Васильев, М. Евстратова, Э. Трусиани и др.

Социологическое обследование жилых районов: К. Карташева (руководитель), студенты МАРХИ

 

Во время проведения выставки состоится круглый стол «Сохранение архитектурного наследия модернизма» и презентация книги «Архитектурное наследие в опасности»

Организаторы и партнеры:

Правительство Самарской области
Гете-институт Россия  
Управление Сената Берлина по вопросам развития города
Некоммерческое общество Немецкий Веркбунд, Берлин  
Москонструкт       
Галерея ВХУТЕМАС, МАРХИ       

 

Генеральный интернет партнер:  портал Архи.ру

Информационные партнеры: "Соварх", myarchipress, TATLIN

 

К истории возникновения проекта:

В рамках «Петербургского диалога Россия–Германия-2008» в г. Санкт-Петербурге в октябре 2008 года состоялась презентация проекта «Воплощенная утопия. Архитектура 1920-х. Россия- Германия», частью которого были выставки  «Бруно Таут — мастер архитектуры света» некоммерческого общества «Немецкий Веркбунд», «Жизнь в памятниках мирового наследия. Шесть жилых районов-памятников модернизма в Берлине» Управления Сената Берлина по вопросам развития города и выставка «От эксперимента к практике. Ленинградский конструктивизм», организованная культурным центром им. Гёте совместно с Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств.

Проект призван привлечь внимание общественности к вопросу сохранения архитектурных памятников конструктивизма и продемонстрировать творческое взаимодействие архитекторов Германии и России в 1920-е годы.

В декабре 2008 – феврале 2009г. по приглашению Галереи ВХУТЕМАС и МАРХИ (Московского архитектурного института) эти выставки были показаны в Москве, в Галерее ВХУТЕМАС при МАРХИ. В ходе подготовке к выставке куратором Галереи Марией Трошиной был приглашен совместный российско-итальянский проект МОСКОНСТРУКТ, для создания экспозиции, посвященной архитектуре Москвы и Рима1920-х гг. Таким образом, в выставочный проект вошли части   «Москва. Жилые районы 1920-х сегодня»,  «Рим: Развитие города с 1910 по 1930» .

Многочисленные отзывы, последовавшие за выставкой, показали, насколько вырос интерес к авангардному наследию  за последние годы. Москва и Санкт-Петербург – не единственные центры авангардной архитектуры. В провинции в 1920-ые годы была создана совсем не провинциальная архитектура.  Конечно, масштаб строительства был не такой, как в столичных городах, но специалисты были столичные.

В последние годы появились путеводители по архитектуре первых десятилетий советской власти. А это значит, что она привлекает внимание не только специалистов, но и обычных людей. Однако, следует признать, что прогулки по маршрутам, связанным с архитектурой авангарда, это прогулки отнюдь не по объектам культурного наследия в музейном состоянии – здания, в лучшем случае, находятся в эксплуатации, в худшем – их состояние близко  к руинированному.

Цель проекта – привлечь внимание общественности к вопросу сохранения архитектурных памятников конструктивизма не только в столичных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, но и в других центрах авангардной архитектуры России. Передвижной характер выставки позволяет сравнивать архитектуру различных городов России. Тема жилых районов, поднятая в Санкт-Петербурге  и Москве,  продолжится представлением других типов архитектуры нового советского быта – фабрик-кухонь, клубов и др., в которых наиболее ярко выразился дух первых советских десятилетий и выразилось новое формообразование в архитектуре. Каждый город, где будет проходить выставка, будет представлен  своими постройками, которые по мнению специалистов, являются наиболее интересными с точки зрения архитектуры и истории и требуют к себе немедленного внимания как объекты нуждающиеся в спасении.

Шесть берлинских зидлунгов в этом отношении – это замечательный пример исследования, реконструкции и реставрации архитектуры. Меры по сохранению памятников, принятые властями города Берлина привели, к тому, что кварталы вошли в список ЮНЕСКО.

Самарский проект подготовлен специалистом в области наследия конструктивизма в Самаре Виталием Стадниковым при поддержке Правительства Самарской области. 

Следующая выставка пройдет в Новосибирске в рамках фестиваля «Золотая капитель» в конце июня 2009 года. Куратором новосибирской части станет Александр Ложкин при поддержке Гете-института, Новосибирск.

  файлы:
  Общероссийский выставочный проект «Жизнь в памятниках модернизма» Самара – Ленинград (Санкт-Петербург) - Берлин – Рим - Москва - Новосибирск- Новокузнецк - Екатеринбург


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter