|
пресс-релиз:
О проекте перестройки усадьбы для театра см. отчет об архитектурном совете 9 июля 2008 года (Архитекторы: Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., иванова Е.И., Афонина И.В.)
В феврале 2009 г. в усадьбе Шаховских (Большая Никитская ул., 19/16) начат снос исторических строений. Осуществление проекта "реставрации с приспособлением" этой усадьбы для театра "Геликон-опера" грозит привести к искажению облика и утрате подлинных частей комплекса - памятника архитектуры федерального значения.
ИСТОРИЯ "РЕСТАВРАЦИИ" УСАДЬБЫ ШАХОВСКИХ В 1886 году княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева переделала родовой дом XVIII века. Архитектор Константин Терский (учитель Шехтеля) перестроил двор и дворовый фасад. После перестройки парадный двор стал замечательным образцом "русского стиля". К дому пристроено крыльцо в формах XVII века - со столбами-"кубышками", висячей "гирькой" и шатром. В центре полукруга служебных строений выделяются ворота с "крепостной" башенкой. Ворота ведут во второй, хозяйственный двор, достигающий Калашного переулка. В переулок выходят два флигеля, один из которых, правый, решен в той же древнерусской стилистике. Парадный двор усадьбы Шаховских - один из самых романтических в Москве.
В советские годы усадьбу занимал Дом медработника, в 1990-е сюда въехал Театр "Геликон-опера".
В барских домах традиционно существовали небольшие театры. Когда княгиня Шаховская захотела иметь большую сцену, она купила соседний участок и построила на нем отдельное здание - ныне Театр имени Маяковского. По аналогии, когда театр "Геликон-опера" пожелал иметь вторую, большую сцену, город должен был найти для нее другое здание или свободный участок; сама усадьба заслуживала научной реставрации. Но правительство Москвы и руководство театра выбрали другой путь: строить большую сцену на месте усадебных дворов. В феврале 2009 года начался снос кровель, внутренних и задних стен флигелей. От "крепостной" башенки остался лишь передний фасад. Снос виден со стороны Калашного переулка, где уничтожена часть усадебного флигеля.
Идея проекта принадлежит институту "Моспроект-4" и его директору Андрею Бокову - недавно избранному президенту Союза архитекторов России. Согласно проекту, оба усадебных двора перекрываются: передний становится зрительным залом, а задний - сценической коробкой. Поскольку ворота между дворами малы для портала сцены, предлагается растесать проем более чем втрое. Во дворе выкопать яму амфитеатра, опустить сцену на подвальный уровень. Парадное крыльцо сделать VIP-ложей. От башенки и полукруга служб оставить передние фасады, нарастив над ними глухой фасад сценической коробки. Чтобы вместить коробку сцены в малый задний двор, предлагается разрушить правый флигель в Калашном переулке, оставив ему только наружный фасад.
Все это нельзя оценить иначе, как откровенный вандализм - искажение и порчу архитектурного памятника, разрушение авторского замысла и художественного образа.
Между тем в распоряжении правительства Москвы о реставрации и приспособлении усадьбы нет ни слова о перекрытии дворов. Параметры проекта должны быть определены другими документами - технологическим заданием Комитета по культуре, планово-реставрационным заданием Москомнаследия и актом разрешенного использования Москомархитектуры. Известно, что площадь театра по проекту увеличивается с 3 до 10 тысяч квадратных метров. Это заведомо не "реставрация", а капитальное строительство на территории памятника архитектуры и его реконструкция, запрещенные законом. Запрещено даже само проектирование таких работ. Проектирование юридически начинается с выхода акта Москомархитектуры, что находится в зоне ответственности главного архитектора Москвы Александра Кузьмина.
Под законом города Москвы, запрещающим капитальное строительство на территории памятников и их реконструкцию, стоит подпись мэра города Юрия Лужкова. Однако в 2008 г. Ю. Лужков посетил объект и пообещал, что новый театр откроется к 2010 году. При этом заказчиком работ выступает сам город, а не театр.
Лазейку для вандализма открывает федеральный закон о культурном наследии. Он гласит, что приспособление памятника не допускает "изменения его особенностей", но добавляет: "составляющих предмет охраны". В Москве "предмет охраны" объекта культурного наследия определяется Москомнаследием, а утверждается - для федеральных памятников - Росохранкультурой. Создается впечатление, что "предмет охраны" усадьбы Шаховских просто "подогнан" под проект. Например, пункт "архитектурное решение второго этажа флигеля в большом внутреннем дворе, над проездной аркой" не упоминает о первом этаже этого же флигеля, что "позволяет" растесать ворота и стены первого этажа. Пункт "расположение наружных стен боковых флигелей" позволяет снести внутренние и задние стены. Умолчание "предмета охраны" о материале стен оставляет возможность полного их сноса с воссозданием. Разрешение на работы, выданное Росохранкультурой 12 января 2009 года, означает, что ни "предмет охраны", ни сам проект не вызвали у федеральных чиновников принципиальных возражений. Поэтому снос с помощью отбойных молотков происходит под вывеской "Реставрация с приспособлением".
Перекрытие дворов архитектурных памятников Москвы, выключающее их и из общедоступного городского пространства, и из экскурсионных маршрутов, принимает характер эпидемии. Впереди - угрозы перекрытия Монетного двора на Красной площади для Исторического музея, Провиантских складов на Зубовском бульваре - для Музея истории Москвы. Более того, в столице есть сотни усадебных дворов, перекрытие которых может соблазнять инвесторов получением десятков тысяч доходных квадратных метров.
Защищая усадьбу Шаховских, мы защищаем и эти памятники, и сами принципы охраны наследия. Еще не поздно остановиться. Иначе - прощайте, московские дворы. (По материалам газеты "Известия" и сайта "Архнадзор".)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОВЕТА ДВИЖЕНИЯ "АРХНАДЗОР":
1. Немедленно остановить снос исторических строений на территории усадьбы Шаховских; приступить к противоаварийным работам на строениях, разрушение которых начато в 2009 году. 2. Продолжить работы по научной реставрации главного дома усадьбы, с приспособлением его для Малой сцены театра "Геликон-опера". 3. Пересмотреть проект «реставрации с приспособлением» и предмет охраны усадьбы Шаховских - в целях сохранения ее исторического облика и всех подлинных старинных зданий комплекса. 4. Государственным органам охраны наследия РФ и г. Москвы - отозвать разрешения и согласования на осуществление проекта «реставрации» в его нынешнем виде. 5. Выделить театру «Геликон-опера» дополнительную территорию для строительства Большой сцены.
|