связанные события: |
|
26.06.2019
- 18.08.2019
выставка
МАРШоу 2019
|
|
пресс-релиз:
В публичной программе, приуроченной к ежегодной выставке студенческих проектов, МАРШ приглашает изучить архитектуру как часть общего культурного пространства, а не изолированную дисциплину — как искусство, а не как ремесло. Сравнение искусства архитектуры с искусством театра позволит задать важные вопросы о статусе визуальных художественных средств в мире плоских экранов, о настоящей роли тела и движения в производстве пространства, о важности критической дискуссии по поводу современности, которая ведется между авторами и зрителями с помощью произведения искусства.
«Большинство из нас полагает, что игра актеров, техника освещения, оформление, костюмы, мизансценировка — закрытые узкопрофессиональные вопросы, стоящие вне политики, и что в театре, к какой бы эпохе он ни принадлежал, имеются вечные и абсолютно необходимые критерии качества» — писал Ролан Барт в статье о театре Брехта в 1955 году. Желание видеть театр, как и архитектуру, да и любое искусство аполитичными, занятыми «вечными» темами красоты, а также пользы и прочности — такое желание можно понять. Но можно ли позволить искусству быть вне политики? Не значит ли это также быть и вне современности?
По отношению к «миру постправды» театр и архитектура занимают, кажется, диаметрально противоположные позиции. Притворство спектакля оказывается более реальным и способным открывать истину, чем вроде бы непоколебимо истинное в своей материальности здание. В театре начиная с Эсхила и Софокла развивается традиция критики нравов, общества и власти. Архитектура всегда была где-то рядом — греческий театр под открытым небом, карнавальная повозка-вертеп, в декорациях Мольера, в конструктивистских сценографиях, в «Гамлете» Любимова и Боровского. Стремление создать наполненную смыслами среду, в том числе, сценографию, самостоятельно, организовать пространство «под себя» — важнейший модернистский и постмодернистский тренд режиссерского театра, видный в творчестве Гордона Крэга, Николая Акимова, Дмитрия Крымова, Кирилла Серебренникова. Но архитектура сама по себе, способна ли она создавать такое напряжение у зрителя, которое приводит к катарсису, к критическому осмыслению действительности, к политическому высказыванию?
Участники беседы:
Евгений Асс, архитектор, ректор Архитектурной школы МАРШ
Кирилл Серебренников, режиссёр театра и кино, с 2012 года — художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр». С 1990 года — на профессиональной театральной сцене, с 1998 года занимается кинематографом. В 2011—2014 годах был художественным руководителем проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод». Лауреат премий ТЭФИ, Международной премии Станиславского, «Золотая маска» и многих других.
Поможет вести беседу Анатолий Голубовский, историк, социолог, музейный проектировщик, эксперт по культурной политике, сооснователь и первый главный редактор радио «Культура», член Совета-учредитель Вольного исторического общества.
|