|
пресс-релиз:
Архитектурное наследие великого немецкого зодчего Ганса Шаруна, экспрессиониста, функционалиста и органика, в России мало знакомо: Германии он почти не покидал. В России известна разве что его берлинская Филармония, где под шатром златым террасы для публики и музыкантов создают «демократические пространства» «с музыкой в сердце» - но что стоит за этими словами? Чем были «Стеклянная цепь», «Город Сименса», лайнер-особняк Шминке или архитектурный ландшафт Государственной библиотеки – не скажет у нас даже и знаток. При этом первые образцы творчества великого немца сохранились именно в России!
Выставки «Ганс Шарун, зодчий мечты» и «Ганс Шарун в фотографиях Карстена Крона», открывающиеся в Донской государственной публичной библиотеке, знакомят с общим наследием двух стран, от поздних шедевров до самой первой самостоятельной работы.
Поселок «Камсвикус» или «Пестрый ряд», в городе Черняховске Калининградской области, был архитектору своеобразным дипломным проектом: с 1915 года Шарун, ещё студент, отстраивал здесь на «Восточнопрусском возрождении» целый край, разоренный Первой Мировой войной – «родину создавал». Тогда это ему и соратникам удалось – едва ли не в последний раз в XX веке. Сегодня «Пёстрый ряд», памятник федерального значения, мог бы стать центром нового развития и для региона, и для архитектуры как России, так и Германии: «Однажды одной стране удалось преодолеть несогласованность общественного вкуса, проектирования и исполнения, уйти от формотворчества и вала. Себя преодолев, пойти к вершинам XX века – к дому как “органу-исполнителю”, к “образ-поиску” из внутренней сути вещей – вместо “проектирования”, то есть проецирования автором своих идей на объект. Так были созданы Филармония, прославленная фон Караяном, библиотека из “Неба над Берлином”, “аперспективный” почти по Мейерхольду театр в Вольфсбурге, “дармштадтские” учебные городки для нового гражданина, панорамные виллы, высотные кондоминиумы и целые районы. Уйти, создать – и забыть, откуда пошли. Неудивительно, что развитие оборвалось, что несогласованность вновь с нами, в Германии, да и в России... Не время ли обернуться?» (Дмитрий Сухин)
Выставка «Ганс Шарун в фотографиях Карстена Крона» (кураторы Карестен Крон и Дмитрий Сухин) была впервые показана в Москве в Музее архитектуры в 2015. С тех пор она посетила Калининград, Минск и Санкт-Петербург.
Выставка «Ганс Шарун, зодчий мечты» (кураторы Ева-Мария Баркхофен и М. Кох) была впервые показана в Мадриде в 2012, с тех пор посетила Кембридж, Бристоль (США) и Санкт-Петербург.
Ганс Шарун (1893–1972) – архитектор более 300 проектов, построек и ансамблей: Филармонии в Берлине (1962–87), школ в Люнене (1962) и в Марле (1971), театра в Вольфсбурге (1973), музея мореплавания в Бремерхафене (1975), Государственной библиотеки в Берлине (1976). Президент берлинской Академии художеств (1955–72), профессор архитектуры и градостроительства, почетный доктор наук, командор Ордена заслуг ФРГ (1959). Его имя дано улицам и площадям, театру, оркестру и детской школе; его наследие хранится в берлинской АХ.
Карстен Крон, доктор архитектуры, профессор архитектуры университета Мехико, автор монографий о Петере Беренсе, Людвиге Мис ван дер Роэ, Гансе Шаруне, куратор выставок.
Дмитрий Сухин, инженер-архитектор, член совета берлинского Общества Шаруна. Исследователь архитектуры и градостроительства Восточной Пруссии. Руководитель благотворительного общества «Округа Камсвикус» (Берлин–Черняховск), работающего над спасением наследия Ганса Шаруна в России.
Спонсоры выставок: фонд Wiedergeburg, компании Keimfarben и Rheinzink. Информационный партнёр: Архи.ру.
Открытие выставок состоится в 17:00 28 декабря, лекция о Гансе Шаруне «Архитектурный детектив» пройдет 28 декабря с 17:30 в Литературной гостиной библиотеки (3-й этаж).
|