|
пресс-релиз:
Архитектурное наследие немецкого архитектора Ганса Шаруна (1893–1972), одного из крупнейших представителей органической архитектуры, будет впервые представлено в Москве в фотографиях Карстена Крона. В России Шарун известен своим шедевром поздних лет – берлинской Филармонией. Это здание знаменито «золотым» асимметричным фасадом и залом-цирком, в котором ложи для публики террасами окружают сцену со всех сторон.
Покинув Москву, в калининградской Художественной галерее на Московском проспекте разворачивается панорама работ великого немецкого архитектора Ганса Шаруна: 75 документально-художественных фотопортретов, «Ганс Шарун в фотографиях Карстена Крона». Их автор – известный фотограф, доктор и профессор архитектуры Карстен Крон, сейчас пишет книгу о Гансе Шаруне. Но это не единственный повод показать его фотографии в Калининграде.
Ганс Шарун почти никогда не строил за пределами Германии. Однако именно в Калиниградской области сохранилась его первая самостоятельная работа – «Пестрый ряд». Забытая почти на век постройка выдающегося архитектора, находящаяся на грани исчезновения – таких по России не одна и не две. Эта – несет в себе и рассказ о том, как однажды одной стране удалось преодолеть насущную именно для России проблему: кардинальную несогласованность общественного вкуса, проектирования и исполнения.
«Немецкое качество» и «вкус» всего лишь столетие назад были равны дурновкусию и валу – и тогдашнее формотворчество ничуть не лучше современной «параметрики». Они, себя преодолев, достигли вершин архитектуры XX века; мы, поучаствовав (!) – откатились назад и забыли себя. Или слыхал кто у нас об «образ-поиске» из внутренней сути вещей как замене «проектирования», проецирования на объект идей извне? Всего лишь несколько букв – и из «градозащитника» становится «архзаступник», дом становится орган бытования, в квартире, орган музицирования и слушания, в концертном зале, орган учебы, в школе. «Отринем бесцветие!.. да восстанет в сиянии дом синий, красный, желтый, черный, белый», дом нового, художественного, гражданского, беспортупейного общества! И восставал, и сиял... Многие черты шаруновской филармонии, библиотеки, жилых домов, заложила в нем восточнопрусская учеба.
Неплохо бы и нам последовать «шаруновским путем», даром что вокруг, и не только в Калининградской области, руки, проекты и места – вновь несогласованы, и руины 2015 от 1915 не отличишь... Не пора ли возобновить «немецкое качество» русских рук? С «Пестрого ряда» начав, устроить «(П)Руссию лучше чем прежняя была»?
Ганс Шарун (1893–1972) – автор более 300 проектов, построек и ансамблей, среди которых: Филармония в Берлине (1962–87); Иоанновская часовня в Бохуме (1966); школы в Люнене (1962) и в Марле (1971); театр в Вольфсбурге (1973); музей мореплавания в Бремерхафене (1975); Госбиблиотека в Берлине (1976). Президент Академии художеств в Берлине (1955–72), профессор архитектуры в Бреславле (1925–32) и градостроительства в Берлине (1946–58), почетный доктор наук (1954, 1965). Цветоуполномоченный Бреславля (1925), глава Отдела строительства магистрата (1945–46) и директор Строительного института Академии наук в Берлине (1947–50). Лауреат премий, командор ордена Заслуг ФРГ (1959), почетный гражданин Берлина (1969). Его имя дано улицам и площадям Берлина, Бремерхафена, Дармштадта, Зутермеера, Нью-Йорка и Штутгарта; оркестру берлинской филармонии и марльской школе.
Карстен Крон, доктор архитектуры, профессор архитектуры университета Мехико, автор книг по П. Беренсу и Л. Мису ван дер Роэ. Курировал выставки «П. Беренс – здания для AEG», «Неслучившееся будущее» и другие.
Открытие 2 июля в 17:00.
|