|
пресс-релиз:
Фотограф: Юрий Пальмин Куратор и дизайнер экспозиции: Елена Петухова
Оригинальная фотовыставка, продлится до 23 июня.
Тематика выставки, подготовленной в рамках презентации нового архитектурного журнала SPEECH:, напрямую связана с темой его первого номера – орнаменты и их использование в архитектуре в прошлом и настоящем. Специально для этого номера, известный российский фотограф Юрий Пальмин создал серию из 12 работ, 9 из которых представлены на выставке. Экспозиция решена нетрадиционно. Авторские фотографии размером 2 на 2,5 метра напечатаны на обычной пластиковой сетке, которой завешивают строительные леса. Полотнища с фотографиями растянуты между металлическими конструкциями, установленными перед фасадом главного здания Музея архитектуры, давно уже нуждающемся в ремонте. Фото-фасады и реальная стена начинают взаимодействовать, создавая удивительный симбиоз. Орнаментальные мотивы наслаиваются на настоящий руст, трещины и сколы на штукатурке, создают на фотографических фасадах эффект кракелюр, классический желтый оттенок особняка Талызиных просвечивает сквозь полупрозрачную сетку, придавая черно-белым фотографиям вид старинных дагерротипов, увеличенных до гигантских размеров. Концепция экспозиции естественным образом развивает и акцентирует глобальную концепцию фотопроекта. На первый взгляд, автор использовал самое простое и очевидное решение - фронтальные виды фасадов, снятые на черно-белую пленку. Но в этой простоте заложен ключ к пониманию роли орнамента и то особое восприятие взаимодействия архитектуры, архитектурной пластики и солнечного света, которое всегда отличает работы Юрия Пальмина. Прямоугольные рамки кадра, заданные как бы случайно, без единого масштаба и подгонки под общий знаменатель, ограничивают лишь небольшую часть фасадов. Но напечатанные на огромных полотнищах, они словно втягивают в себя зрителя, заполняя все его поле зрения, заставляя путешествовать взглядом от элемента к элементу, настраиваясь на уникальный метрический ритм. Кажется, эти фасады могут простираться бесконечно, множа горизонтальные и вертикальные орнаментальные ряды далеко за пределами кадра. Взгляд зрителя, то приближается к плоскости, позволяя разглядеть малейшие детали рельефа, подчеркнутого скользящими тенями, то наоборот, отдаляется от неё, низводя каждый отдельный орнамент до роли пикселя на огромном экране монитора – фасаде здания. Согласно авторской концепции, далеко не каждый фасад мог рассматриваться как кандидат в пассивные участники проекта. Главным условием было присутствие на фасаде орнамента в виде ритмически повторяющихся элементов, причем, площадь фасада, занятая орнаментом, должна превосходить площадь проемов пустых участков стен, а архитектурное решение здания должно быть взаимосвязано с орнаментальными мотивами и, в некоторой степени, даже подчиняться им. Таких зданий много в Санкт-Петербурге и Киеве, но в Москве их оказалось катастрофически мало. И прежде чем приступить к съемкам, была проведена целая исследовательская работа по отбору кандидатур и проверки их фотогеничности в «полевых условиях». Сухой остаток – 12 работ, которые могут остаться единичным экспериментом в области архитектурной фотографии или, возможно, стать началом авторской серии. Ведь использование орнамента в архитектуре не отменят ни новые технологии, ни новые приемы в формообразовании зданий. Все дело в умении видеть, в умении чувствовать и в умении передать увиденное и прочувствованное.
|