Сталинское монументальное искусство было одним из главных способов конструирования «фасада» социализма, якобы построенного в отдельно взятой стране. Оно преследовало пропагандистские задачи, в том числе, задачи создания целостной иллюзии, которая, среди прочего, реабилитировала некоторые категории ушедшей эстетики. К примеру, понятие прекрасного как идеального, как образца, с которым мог бы соотнести себя советский гражданин. Или же понятие возвышенного, как чего-то превосходящего индивидуальное сознание – как, например, пафос имперской государственной власти.
В то же время, методы изготовления и распространения сталинского монументального искусства отвечали новой технической, а также медийной реальности общества. В этом оно отчасти следовало идеям авангарда. Возможность серийного воспроизводства изменила статус произведения искусства. Размещение монументалистики в пространстве оказалось привязано к новым общественным узлам и артериям, в частности, транспортным. Наблюдая за соединением этих аспектов, мы видим особенности иерархического зонирования пространств, характерного для сталинской культуры.
Глеб Напреенко — историк искусства, художественный критик. Родился в 1989 году в Москве. В 2015 году окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. В 2012-2013 гг. — редактор журнала «Артхроника». В 2013 г. стал одним из редакторов сайта openleft.ru. В качестве автора сотрудничал с сайтами colta.ru, artchronika.ru, «Художественным журналом», журналами «Артхроника», «Искусство» и «Диалог искусств». Читает лекции по истории и теории искусства XX века.