Художники первого, исторического авангарда — от Кандинского до Родченко — боролись за абстракцию, оторванную от любого значения, обусловленную собственной, внутренней необходимостью. Послевоенное советское искусство, как официальное, так и неофициальное, порвав с соцреализмом, снова обратилось к ценностям модернизма. Но теперь и в «неофициальном» станковом искусстве, и в монументалистике, и в дизайне, и в архитектуре — абстрактную форму использовали как проводник универсальных идеологий и смыслов — гуманистических, антивоенных, научных, мистических, прогрессистских.
Александра Новоженова – художественный критик, историк искусства, преподаватель. Как редактор и автор сотрудничала и сотрудничает в таких изданиях как Colta.ru, Художественный Журнал, АртХроника, Ведомости, Искусство кино, Театр, Афиша, Транслит, Openleft и др. Преподает историю современного искусства в Школе Родченко. Научные интересы – теория советского искусства и социология советского искусствознания 1920-х годов.