Автор текста:
Н.П. Чеснокова

Русская икона в Иерусалиме: образ Иакова брата Господня 1644 года

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Документы Посольского приказа хранящиеся в РГАДА, свидетельствуют об интенсивных контактах иерусалимских патриархов с русским правительством в первой половине XVII века, в частности, известен заказ патриарха Феофана на изготовление митры и икон для храма Гроба Господня. И хотя об этих документах упомянуто в трудах А.Н. Муравьева, а позднее Н.Ф. Каптерева, который также, как и его предшественник, акцентировал внимание на стоимости царских даров, обращение к архивным источникам дает новую  информацию, тем более что некоторые из отправленных в Иерусалим произведений сохранились, в частности, икона «Святитель Иаков Иерусалимский, брат Господень». Она в настоящий момент является храмовым образом одноименного придела храма Гроба Господня и по стилистическим признакам может быть отнесена к памятникам московской традиции 1640-х годов

Дело о приезде в Москву посланца иерусалимского патриарха Феофана, архимандрита Анфима, (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1644 г. № 3),  сохранилось с удивительной, если не сказать уникальной полнотой, благодаря чему нам известны все подробности работы над заказом. Архивное досье содержит перечень образов, которые патриарх Феофан хотел видеть в Иерусалиме, сведения о потраченных на иконы и на их оклады материалов, об именах иконописцев и мастеров-серебряников, об организа-ции всего художественного процесса, наконец, о стоимости как материалов, так и произведенных работ. Архимандрит Анфим прибыл в Москву 13 ноября 1643 года и передал просьбу патриарха к царю написать по заранее определенным размерам «ко Гробу Господню, к олтарю»  шесть икон: образ Спасана престоле, образ Воскресения Христова «полное», образ Богородицы Одигитрии, образы архангела Михаила, царя Константина и матери его Елены, святого апостола Иакова, брата Господняпо плоти. Кроме того, на алтарь требовалось четыре образа: Вседержителя Христа, Богородицы Одигитрии, Иоанна Предтечи, царя Константина и матери его Елены. 3 декабря 1643 года был отдан приказ о написании икон, где говорилось: «написати и послать в Иерусалим по писму и прошенью иеросалимского патриарха Феофана 10 икон местных больших господьских празников и розных святых. А писати б иконником добрым и письмом лутчим, а ризы б на святых писати золотом твореным, а поля празеленью». Приглашенные для исполнения заказа «гулящие иконники» Сидор Поспеев, Иван Борисов и несколько их товарищей подписали договор с думными дьяками, Григорием Львовым и Михаилом Волошениновым, по которому они должны были выполнить заказ за два месяца и получить за труд 25 рублей. После указа  от 21 марта о выплате денег на необходимые материалы иконописцы приступили к делу. В поручной записи, датированной 15 апреля 1644 года, мастера Оружейной палаты, Федор Тимофеев, Семен Аврамов и другие, стали гарантами для Сидора Поспеева и Ивана Борисова в том, что те напишут иконы «добрым писмом» с пятью помощниками, не нанимая других мастеров, и закончат работу ко дню Петра и Павла (29 июня по старому стилю).

После того, как иконы были написаны, архимандрит Анфим просил государя сделать к ним же оклады. Согласно документам  поля и средняя часть икон должны были быть обложены басмой, к двум образам Спаса и двум образам Богородицы полагались чеканные венцы. У ангелов и апостолов на тех же иконах венцы были мелкие, а у остальных пяти образов (архангела Михаила, Иоанна Предтечи,  апостола Иакова, царя Константина и царицы Елены) –  венцы  резные. Старосты Серебряного ряда, Поликарп Михайлов и Иван Григорьев, с девятью мастерами-серебряниками составили подробную смету на оклады. Изготовление венцов поручалось десяти серебряникам сроком на четыре недели, а полей и «середовины» – двадцати мастерам на то же время. Сохранившийся в деле перечень расходных материалов, использованных серебряными мастерами, без сомнения заинтересует специалистов по прикладному искусству и реставраторов.

16 октября 1644 года  «золоченое басемное и гладкое серебро, что осталось то серебро от месных икон, что окладываны во Ерусалим» было велено вернуть в Сибирский приказ. Таким образом, работа по написанию икон продолжалась  чуть более трехмесяцев, до конца июня, а оклады к ним были готовы к середине октября. В декабре 1644 года архимандрита Анфима, увозившего на Святую землю щедрую царскую милостыню соболями, драгоценную патриаршую митру и десять икон, отпустили за рубеж. Если наше предположение верно, то иерусалимский образ св. Иакова, брата Господня, принадлежит кисти Сидора Поспеева или Ивана Борисова, и является, по крайней мере, одной из тех десяти икон, которые были отосланы в Иерусалим.  Получить их патриарх уже не успел, так как скончался в декабре 1644 года.
Работа над иерусалимским заказом Сидора Поспеева и Ивана Борисова не отражена в Словаре русских иконописцев XI –XVII веков, публикация материалов указанного дела станет своего рода дополнением к нему.

Русская икона в Иерусалиме: образ Иакова брата Господня 1644 года

15 Февраля 2013

Автор текста:

Н.П. Чеснокова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
В Пермском Политехе обучили искусственный интеллект...
В Пермском Политехе разработали интеллектуальную систему обработки изображений зданий, которая может определять цветовые закономерности архитектурных объектов. Технология поможет застройщикам многоквартирных домов эффективнее встраивать проекты в городское пространство.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.