От нейробиологии к архитектуре
Исследования когнитивного развития детей показывают, что игровые пространства развивают не только физические навыки, но и социальные, когнитивные и эмоциональные. В игровой форме дети могут учиться решению проблем, развивать коммуникативные способности и получать знания об окружающем мире.
Среди ключевых принципов организации игрового пространства, о которых говорят сторонники концепции обучения через игру, можно выделить три. Первое это мультисенсорность – то есть каждый элемент площадки активирует различные сенсорные системы. Второе – это градация сложности: оборудование варьирует сценарии игры, от простых к сложным задачам с учетом возрастного развития. И третье – это интерактивность: физическое взаимодействие выступает основой познания.
Федеральная программа «Научные детские площадки» развивает этот подход и объединяет его с одной из самых влиятельных образовательных концепций современности – STEM (от Science/ Technology/ Engineering/ Mathematics), где обучение идет через практическое применение знаний.
«Научные детские площадки» – классический пример STEM-подхода для самых маленьких: через увлекательную форму игры детей знакомят с основами науки, технологий, инженерии и математики. Так, например, ребенок может крутить маятник и на практике видеть законы физики (инерцию, гравитацию). Смотреть в систему зеркал и постигать основы оптики. Он взаимодействует с механизмами (шестеренки, блоки, рычаги), изучая их устройство и принципы работы, и получает основы инженерии и механики. Попутно ребенок оценивает расстояния, углы, скорости (качели качаются быстрее или медленнее), что развивает математическое и пространственное мышление.
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО)
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Таким образом научные детские площадки можно рассматривать как новую типологию общественных пространств, где это уже не просто игровая зона, но и интерактивный научный музей под открытым небом: тут можно не только бегать и кататься с горок, но и экспериментировать, познавать законы физики и окружающего мира через игру.
Реализации
Основной вызов для проектировщиков – сделать научные площадки не просто набором элементов, но архитектурно цельным решением. Так, у компании «Новые горизонты», уже много лет занимающейся индивидуальным проектированием игровых комплексов, получается превратить площадки в арт-объекты: они не только насыщены разными активностями, но и выполняют роль лэндмарков территорий.
Один из недавних примеров – научная площадка в Калининграде, в парке Гагарина. Ее центральный элемент – 9-тиметровый (!) игровой комплекс «Планеты» – спроектирован как система из пяти сферических объемов, связанных высотными тоннелями. Архитектурное решение работает на двух уровнях: функционально оно обеспечивает разнообразные сценарии движения через канатные сети, лестницы и спуски. Образно – перед нами космическая тематика с интегрированной подсветкой, создающая узнаваемый акцент всего парка.
Пространственная организация основана на принципе безопасного разделения возрастных групп при сохранении визуальных связей. Наиболее используемые элементы размещены в наиболее доступных зонах, сложные элементы – децентрализованы. Зоны по уровню активности можно разделить на высокую – это комплекс «Планеты», канатная дорога (20м), среднюю – динамические установки «Центрифуга» и гироскоп, и низкую активность – песочница с экскаватором, акустические трубы.
Сама «Солнечная система» решена не как декоративный макет, а как набор балансировочных платформ разного диаметра, позволяющих физически ощутить масштабные соотношения планет. Конструкция «Волна» одновременно иллюстрирует волновое движение и функционирует как упругий батут.
Несущая конструкция комплекса «Планеты» решена по каркасно-сетчатому принципу.
– Каркас: металлический, рассчитанный на ветровые нагрузки
– Ограждения: высокопрочные металлические сети с контролируемым шагом прутьев
– Лазательные элементы: армированные канаты
– Спуски: нержавеющая сталь
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Критическая высота 9,5 метров потребовала специального расчета «просчитанного риска», реализованного через систему защитных ограждений, исключающих несанкционированный доступ на высотные уровни. Решение родительского контроля через полупрозрачные и сетчатые элементы обеспечивает отсутствие слепых зон (за исключением закрытых горок-труб).
Для освещения применяется низковольтная система вне досягаемости детей с акцентной подсветкой «колец Сатурна». В качестве материалов использованы антивандальные HPL-панели и брус лапландской сосны, дающий приятную тактильность. Покрытие выполнено из бесшовной резиновой крошки, обеспечивающей травмобезопасность. Расчетный срок службы игрового оборудования составляет восемь лет при интенсивной эксплуатации.
Еще один проект «Новых горизонтов» в Лянторе (недалеко от Сургута) площадью 370 кв. м. делает акцент на теме космических исследований. Площадка «Научная станция» в Парке Воинской Славы предлагает интерактивное погружение в роль ученого. Ключевой элемент здесь – двухуровневый игровой комплекс, стилизованный под модуль орбитальной станции. Он оборудован интерактивными панелями «Созвездия» и «Шестеренки», а также подзорной и переговорной трубами для «связи с Землей».
Другая зона посвящена непосредственному изучению Солнечной системы: дети могут не только прыгать по планетам, но и, вращая электромеханический шар, прослушивать познавательные аудио рассказы о космосе и принципах возникновения электричества.
Так, космос может быть интерпретирован в проектах очень творчески: и как пространство для движения, и как безграничная лаборатория для экспериментов и получения знаний в зависимости от разных образовательных и архитектурных задач.
Обучение через игру
Развитие так называемых soft skills (критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации), как свидетельствуют современные исследования, начинается в раннем возрасте. Научные детские площадки помогают стимулировать любознательность у детей дошкольного и школьного возраста, повышают интерес к исследованию окружающего мира. Играя на такой площадке, ребенок в непринужденной форме погружается в интегрированную STEM-среду, которая развивает логику и интерес к сложным, но очень увлекательным дисциплинам. Специальные интерактивные модули показывают детям оптические иллюзии (зеркальный лабиринт, калейдоскоп, диск Бенема), эффекты акустики (звуковые трубки), основы механики (рычаги Архимеда, маятники, системы шестеренок и блоков), астрономии (модели солнечной системы, телескопы, макеты ракет, спутников), биологии (например, стенды с отпечатками листьев), информацию об ученых.
Важно отметить и градостроительное значение качественно сделанных детских пространств: яркие и образные композиции из игровых элементов формируют узнаваемость территорий (особенно такие крупномасштабные, как «Планеты»), улучшают восприятие целых районов и формируют важные точки социального взаимодействия горожан.
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
О компании
Более 25 лет «Новые Горизонты» занимают лидирующие позиции на российском рынке дизайнерских детских площадок. Компания проектирует и строит авторские игровые пространства по индивидуальным проектам, а также широкую линейку серийного оборудования премиум-класса, которое становится визитной карточкой парков, жилых комплексов и общественных пространств. Высочайшая культура дизайна и инженерии, собственное производство, а также сотрудничество с ведущими архбюро позволяют компании создавать уникальные игровые пространства мирового уровня. Десятки дизайнерских детских площадок от «Новых Горизонтов» успешно эксплуатируются по всей России в самых знаковых и популярных локациях. Все игровое оборудование компании сертифицировано и соответствует европейским и российским стандартам безопасности.