Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.09.2025

Архитектура игры

Наталья Коряковская
Мастерская:
Новые горизонты

Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.

Современные детские игровые пространства в городе перестали быть набором типовых элементов. Актуальные подходы к их проектированию требуют от архитекторов понимания развития ребенка, принципов инклюзивного дизайна и интеграции образовательного контента. 

От нейробиологии к архитектуре

Исследования когнитивного развития детей показывают, что игровые пространства развивают не только физические навыки, но и социальные, когнитивные и эмоциональные. В игровой форме дети могут учиться решению проблем, развивать коммуникативные способности и получать знания об окружающем мире.

Среди ключевых принципов организации игрового пространства, о которых говорят сторонники концепции обучения через игру, можно выделить три. Первое это мультисенсорность – то есть каждый элемент площадки активирует различные сенсорные системы. Второе – это градация сложности: оборудование варьирует сценарии игры, от простых к сложным задачам с учетом возрастного развития. И третье – это интерактивность: физическое взаимодействие выступает основой познания.

Федеральная программа «Научные детские площадки» развивает этот подход и объединяет его с одной из самых влиятельных образовательных концепций современности – STEM (от Science/ Technology/ Engineering/ Mathematics), где обучение идет через практическое применение знаний.

«Научные детские площадки» – классический пример STEM-подхода для самых маленьких: через увлекательную форму игры детей знакомят с основами науки, технологий, инженерии и математики. Так, например, ребенок может крутить маятник и на практике видеть законы физики (инерцию, гравитацию). Смотреть в систему зеркал и постигать основы оптики. Он взаимодействует с механизмами (шестеренки, блоки, рычаги), изучая их устройство и принципы работы, и получает основы инженерии и механики. Попутно ребенок оценивает расстояния, углы, скорости (качели качаются быстрее или медленнее), что развивает математическое и пространственное мышление.

Таким образом научные детские площадки можно рассматривать как новую типологию общественных пространств, где это уже не просто игровая зона, но и интерактивный научный музей под открытым небом: тут можно не только бегать и кататься с горок, но и экспериментировать, познавать законы физики и окружающего мира через игру.
Реализации

Основной вызов для проектировщиков – сделать научные площадки не просто набором элементов, но архитектурно цельным решением. Так, у компании «Новые горизонты», уже много лет занимающейся индивидуальным проектированием игровых комплексов, получается превратить площадки в арт-объекты: они не только насыщены разными активностями, но и выполняют роль лэндмарков территорий.

Один из недавних примеров – научная площадка в Калининграде, в парке Гагарина. Ее центральный элемент – 9-тиметровый (!) игровой комплекс «Планеты» – спроектирован как система из пяти сферических объемов, связанных высотными тоннелями. Архитектурное решение работает на двух уровнях: функционально оно обеспечивает разнообразные сценарии движения через канатные сети, лестницы и спуски. Образно – перед нами космическая тематика с интегрированной подсветкой, создающая узнаваемый акцент всего парка. 

Пространственная организация основана на принципе безопасного разделения возрастных групп при сохранении визуальных связей. Наиболее используемые элементы размещены в наиболее доступных зонах, сложные элементы – децентрализованы. Зоны по уровню активности можно разделить на высокую – это комплекс «Планеты», канатная дорога (20м), среднюю – динамические установки «Центрифуга» и гироскоп, и низкую активность – песочница с экскаватором, акустические трубы.

Сама «Солнечная система» решена не как декоративный макет, а как набор балансировочных платформ разного диаметра, позволяющих физически ощутить масштабные соотношения планет. Конструкция «Волна» одновременно иллюстрирует волновое движение и функционирует как упругий батут.

Несущая конструкция комплекса «Планеты» решена по каркасно-сетчатому принципу.

– Каркас: металлический, рассчитанный на ветровые нагрузки
– Ограждения: высокопрочные металлические сети с контролируемым шагом прутьев
– Лазательные элементы: армированные канаты
– Спуски: нержавеющая сталь

Критическая высота 9,5 метров потребовала специального расчета «просчитанного риска», реализованного через систему защитных ограждений, исключающих несанкционированный доступ на высотные уровни. Решение родительского контроля через полупрозрачные и сетчатые элементы обеспечивает отсутствие слепых зон (за исключением закрытых горок-труб). 

Для освещения применяется низковольтная система вне досягаемости детей с акцентной подсветкой «колец Сатурна». В качестве материалов использованы антивандальные HPL-панели и брус лапландской сосны, дающий приятную тактильность. Покрытие выполнено из бесшовной резиновой крошки, обеспечивающей травмобезопасность. Расчетный срок службы игрового оборудования составляет восемь лет при интенсивной эксплуатации.

Еще один проект «Новых горизонтов» в Лянторе (недалеко от Сургута) площадью 370 кв. м. делает акцент на теме космических исследований. Площадка «Научная станция» в Парке Воинской Славы предлагает интерактивное погружение в роль ученого. Ключевой элемент здесь – двухуровневый игровой комплекс, стилизованный под модуль орбитальной станции. Он оборудован интерактивными панелями «Созвездия» и «Шестеренки», а также подзорной и переговорной трубами для «связи с Землей».

Другая зона посвящена непосредственному изучению Солнечной системы: дети могут не только прыгать по планетам, но и, вращая электромеханический шар, прослушивать познавательные аудио рассказы о космосе и принципах возникновения электричества.

Так, космос может быть интерпретирован в проектах очень творчески: и как пространство для движения, и как безграничная лаборатория для экспериментов и получения знаний в зависимости от разных образовательных и архитектурных задач.
Обучение через игру
 
Развитие так называемых soft skills (критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации), как свидетельствуют современные исследования, начинается в раннем возрасте. Научные детские площадки помогают стимулировать любознательность у детей дошкольного и школьного возраста, повышают интерес к исследованию окружающего мира. Играя на такой площадке, ребенок в непринужденной форме погружается в интегрированную STEM-среду, которая развивает логику и интерес к сложным, но очень увлекательным дисциплинам. Специальные интерактивные модули показывают детям оптические иллюзии (зеркальный лабиринт, калейдоскоп, диск Бенема), эффекты акустики (звуковые трубки), основы механики (рычаги Архимеда, маятники, системы шестеренок и блоков), астрономии (модели солнечной системы, телескопы, макеты ракет, спутников), биологии (например, стенды с отпечатками листьев), информацию об ученых.

Важно отметить и градостроительное значение качественно сделанных детских пространств: яркие и образные композиции из игровых элементов формируют узнаваемость территорий (особенно такие крупномасштабные, как «Планеты»), улучшают восприятие целых районов и формируют важные точки социального взаимодействия горожан.

О компании

Более 25 лет «Новые Горизонты» занимают лидирующие позиции на российском рынке дизайнерских детских площадок. Компания проектирует и строит авторские игровые пространства по индивидуальным проектам, а также широкую линейку серийного оборудования премиум-класса, которое становится визитной карточкой парков, жилых комплексов и общественных пространств. Высочайшая культура дизайна и инженерии, собственное производство, а также сотрудничество с ведущими архбюро позволяют компании создавать уникальные игровые пространства мирового уровня. Десятки дизайнерских детских площадок от «Новых Горизонтов» успешно эксплуатируются по всей России в самых знаковых и популярных локациях. Все игровое оборудование компании сертифицировано и соответствует европейским и российским стандартам безопасности.
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО)
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО)
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО) Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО)
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО) Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО)
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО) Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в г. Лянтор (ХМАО)
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»
Детская научная площадка в Калининграде
Детская научная площадка в Калининграде
Фотография предоставлена компанией «Новые горизонты»