7 правил уличной мебели

В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства

mainImg
Компaния:
Хоббика
Уличная мебель – неотъемлемый атрибут городского пространства, с ее помощью создаются условия для отдыха, игры и общения с другими людьми. Она значительно облегчает жизнь пожилым людям, горожанам с ограниченной мобильностью и взрослым, у которых есть маленькие дети. Впрочем, определенные предметы городской мебели, например, столы для тенниса или шахмат, могут выступать и в качестве социально значимых локаций, поскольку собирают людей вместе. 
 
Основная задача городской мебели – вывести людей на улицу и сделать пребывание там приятным, чтобы люди чувствовали себя в этих пространствах желанными гостями, расслабились и общались. Другая цель – повысить качество города за счет формирования идентичности. Правильно благоустроенный сквер или необычная детская площадка могут выступить точкой притяжения и сформировать адресность близлежащего района. Важно отметить, что предметы уличной мебели могут также устанавливать стандарты и ожидания в отношении качества того или района и вообще сильно менять его восприятие.
 
Достаточно ли делать малые архитектурные формы красивыми, чтобы они выполняли свои задачи? Вместе с компанией «Хоббика» мы собрали несколько важных принципов, которым должна отвечать городская мебель, чтобы действительно обеспечивать комфорт, а не просто служить декорацией. 
Качели в ЖК Скандинавия
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

1. Дизайн – это потребности, а не только красота
 

Для начала нужно ответить на вопрос не как будет выглядеть мебель, а зачем она в данном месте? Кто является потенциальными пользователями этого пространства, с какой целью и в какое время оно будет использоваться, и что люди будут тут делать? 
 
Только та уличная мебель, которая спланирована с учетом потребностей пользователей, архитектурного характера места и условий эксплуатации, будет приносить пользу.
 
Так, разрабатывая дизайн мебели для своих заказчиков, «Хоббика» ориентируется на потребности различных категорий пользователей, а также на то, чтобы с помощью мафов развивать социальные контакты, поощрять людей общаться. В общественных местах, как например, в саду Баумана, это достигается выбором и расстановкой уличной мебели – если скамейки расположены рядом с другими удобствами, например, кафе или вокруг детской площадки, они естественным образом объединяют людей. Во дворах жилых комплексов городская мебель «знакомит» друг с другом соседей. В тоже время, важно и не переборщить: не стоит, например, соединять в одну группу шумные и тихие виды деятельности. И конечно, мебель не должна затруднять проход, создавая полосы препятствий, особенно для слабовидящих и маломобильных пользователей.
Качели в ЖК Прокшино
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

2. Правильное расположение

 

Размещение уличной мебели должно осуществляться с учетом ландшафта и логистики на участке, чтобы создавать легко обслуживаемые, удобные и доступные объекты. Они не должны мешать ни пешеходам, ни дорожному движению и быть пропорциональны интенсивности уличного движения. Иными словами, стоять там, где ими будут пользоваться.
 
Для мебели важна эргономика: например, если уличные указатели логично разместить в одном месте, то создавать скопление скамеек на пятачке не имеет смысла. И, конечно, удобства, такие, например, как мусорные корзины, стоит устанавливать там, где они будут нужны. Самая распространенная ошибка – это ставить их там, где есть пустое место. Если не соблюдать это простое правило, корзины останутся пустыми, в то время вокруг люди будут кидать мусор, просто потому что они не изменяют свой привычный маршрут ходьбы, чтобы найти мусорное ведро. Важно просчитывать и количество контейнеров в зависимости то того, сколько мусора образуется в этом районе.
 
Самый популярный маф – скамейки – также требуют внимания к размещению. Наилучшие места для их установки должны быть ориентированы на пешеходное движение, транзитные коридоры и площади. Наихудшее расположение – там, где мало активности, например, перед зданиями без окон, в мало просматриваемых закутках и проч. Скамейки имеет смысл устанавливать рядом с другими удобствами, как автобусные остановки или киоски, где они точно пригодятся.
Беседка для размещения шахматных столов в ЖК Прокшино
© Фотография предоставлена компанией «Хоббика»

3. Уникальная или типовая?
 

Какая мебель должна быть одинаковой на разных объектах, а какая уникальной для конкретного проекта? Это зависит от ситуации: для создания якорного объекта, который мог бы выступить точкой притяжения в районе – мини-сцены, выставки под открытым небом или необычной детской площадки – подойдет уникальное решение. Для этого в «Хоббике» есть свой проектно-конструкторский отдел, который взаимодействует с архитекторами. В большинстве остальных проектов могут использоваться серийные мафы, которые компания выпускает в нескольких стилях: они достаточно универсальны и предлагают вариативные возможности для комбинаций в зависимости от потребностей конкретного места. 
ЖК Скандинавия
© Хоббика

4. Вопросы безопасности
 

Любая уличная мебель должна быть безопасной, то есть изготавливаться из безопасных материалов и быть сконструированной таким образом, чтобы не допускать травмирования. Это касается не только детского игрового оборудования, но и вообще всех мафов – у них не должно быть острых краев или открытых крепежных элементов. Мебель должна быть устойчивой или крепиться к земле анкерными болтами, либо заделываться в грунт. 
 
Более безопасным использование мебели сделает ее удачное месторасположение и освещение.
  • zooming
    Скамьи в ЖК Скандинавия
    © Хоббика
  • zooming
    Скамьи ЖК Скандинавия
    © Хоббика

5. Выбор материалов
 

При выборе материалов для городской мебели стоит, прежде всего, учитывать погодные условия и агрессивные среды: мороз, снег, реагенты, необходимость вентиляции для ее сушки во время дождливой погоды, а также устойчивость к вандализму.  
 
Наиболее популярными являются сталь, чугун, дерево, камень, бетон и все чаще – переработанный пластик.
 
Так, нержавеющая сталь является одним из самых популярных вариантов, поскольку она гибкая, обладает отличным соотношением прочности и веса и может иметь любую форму. Сталь устойчива к коррозии и ударам и не требует технического обслуживания. Кроме того, она полностью пригодна для вторичной переработки.
 
Популярная древесина – красивый и приятный материал, но требует повышенного технического обслуживания и не столь устойчив к погоде и вандализму.
 
В отличие от древесины, отлично подходящей для мафов в природном окружении, бетон – больше городской, урбанизированный материал. Он прочен и не требует какой-либо техники монтажа. Его невозможно сломать – разве что нанести граффити. Но бетон специфичен по эстетике и сочетается далеко не со всякой архитектурой. Еще один его недостаток в том, что после дождя он плохо осушается и вентилируется. 
Умная скамья и умные урны на стенде «Хоббики», выставка Rosbuild-2023
© Хоббика

6. Экология
 

Все, что делается сегодня для города, должно соответствовать принципам устойчивости и не вредить экологии. Краска или сам материал для городской мебели должны быть безвредными, а сами производители – экономить природные ресурсы. Кстати, мебель – один из способов информировать общественность о преимуществах вторичной переработки: она может быть, например, сделана из переработанного пластика. 
 
Smart мебель – умные городские урны или скамьи с зарядкой для смартфонов, которые производит «Хоббика», помогают более ответственно подходить к потреблению городских ресурсов и при этом отвечают на запросы современного горожанина. Например, смарт-урна «Хоббики» поддерживает технологии Wi-Fi, 4G, Bluetooth и оснащена системой измерения уровня мусора Pragmatic Levels. Умная скамейка «Смартчейн» имеет порты для зарядки и даже встроенную вэб-камеру. 
  • zooming
    ЖК Прокшино
    © Фотография предоставлена компанией «Хоббика»
  • zooming
    ЖК Прокшино
    © Хоббика
 

7. Психологический комфорт
 

В использовании городской мебели люди руководствуются принципами не только физического, но и психологического комфорта. Так, скамейки, установленные под прямым углом друг к другу, создают ситуации, способствующие общению, в то время как, если они выстроены в ряд – наоборот, дают уединение. Если их устанавливать непосредственно лицом друг к другу, людям будет неуютно, поскольку мы неохотно вступаем в прямой зрительный контакт с незнакомцами и отворачиваемся или садимся боком. 
 
Рядом с мафами всегда должно быть оставлено пространство, чтобы разместить инвалидные коляски и ходунки для людей с ограниченными возможностями, не создавая помех пешеходам.
 
Кстати, на психологический комфорт пользователей влияет и цвет: люди предпочитают натуральные цвета ярким и кричащим. 

Поставщики, технологии

Хоббика

04 Апреля 2023

Хоббика: другие статьи и новости
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Скамейка у моря
Для парковой зоны нового общественного пространства «Ривьера» в Сочи компания «Хоббика» сконструировала и изготовила больше 300 погонных метров скамеек, а также другие МАФы – лежаки, урны и подиум. Лаконичный дизайн подчеркивает красоту старых деревьев, а минерально-полимерный композит обещает долгий срок службы во влажном климате.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.